В декабре 1988-го, сбитая с ног землетрясением Армения больше всего нуждалась в тяжелой строительной технике — прежде всего в подъемных механизмах, а сверкающий лаком и никелем бронированный ЗИЛ, именуемый в народе "членовозом", не был нужен ни селу, ни городу. Тем не менее, он был.
Николай Рыжков тотчас распорядился выделить для своих поездок обычный пассажирский "Икарус". Машина была хороша приспособлена к сложным климатическим условиям, отличалась неприхотливостью и удобной планировкой салона. На ней правительство и ездило. Очень скоро автобус стали узнавать и, встретив на дороге, водители тотчас уступали ему дорогу — не то, чтоб облегчая, а, можно сказать, полностью снимая с плеч Госавтоинспекции ее профессиональные заботы.
Через несколько дней после катастрофы сообщили: в Армению собирается Горбачев. Дальше со слов Николая Рыжкова.
"Когда было согласовано, что М.С. Горбачев летит из Москвы прямо в Ленинакан, позвонил руководитель "девятки" — управления КГБ СССР, отвечавшего за безопасность высших руководителей страны, — генерал Юрий Плеханов, планировавший доставить в Ленинакан на тяжелом транспортном самолете ЗИЛы для М.С.Горбачева и его сопровождения.
— Тут я взорвался, каюсь, — вспоминает Николай Рыжков. —Заорал: Какие ЗИЛы?! Не порите чушь! Здесь беда, океан горя, а вы на "членовозах" разъезжать собрались? Что люди скажут – подумали? Не-ет! Горбачев со мной будет ездить. На "Икарусе". И сопровождение тоже – места всем хватит, автобус большой. Ясно?". "Ясно", — коротко ответил Плеханов.
Но на утро в Ереван прибыл самолет с роскошным, сияющим ЗИЛом. Конечно же, Горбачев с женой и не подумали на нем ездить, в тех условиях это было бы просто нелепо, а передвигались по зоне бедствия на моем "персональном" автобусе, то и дел выбираясь из него и разговаривая с людьми в Ленинакане и Спитаке".
А отвозить ЗИЛ обратно в Москву не стали — не до этого было. Лимузин застрял в одном из ведомственных автобаз Еревана, скорее всего, в гараже армянского КГБ.
Что с ним произошло дальше, ездил ли на нем первый секретарь ЦК Армении или не ездил никто, автору неизвестно.