О жизни в Иерусалиме, сложностях, отношениях с евреями, об армянском квартале настоятель монастыря Святых Архангелов Иерусалимской Патриархии ААЦ, архимандрит Гевонд Оганесян рассказал Sputnik Армения в Иерусалиме. Беседовала Лаура Саркисян.
— Чем армянская община в Иерусалиме отличается от общин в других странах?
— Нелегко жить на чужбине. Паломникам, приезжающим в Иерусалим, со стороны кажется, что нам легко. Мы здесь ежедневно выполняем тяжелую работу. Армянский квартал, церкви, гимназии обеспечивают присутствие армян на святой земле. Надо понимать разницу между жизнью армян в Иерусалиме и в любом другом городе. Быть здесь — это не только гулять по улице, а стоять на страже святых мест, охранять святыни: Храм Гроба Господня, Храма Рождества в Вифлееме. Ты не имеешь права на ошибку, опоздание. Должен в указанное время начинать и заканчивать литургию. В противном случае можешь потерять права.
— Не планируете вернуться на историческую родину?
— Иерусалим важен для армянства с любой точки зрения. Осознавая это, и не задумываешься о возвращении в Армению. Мы — солдаты, охраняющие маленькую Армению в Иерусалиме. В армянском квартале сосредоточена община, библиотека, Матенадаран (хранилище древних рукописей), церковь, школа, детский сад. Нельзя все это бросить и уехать. Иногда задаешься вопросом, что ты потерял в этой пустыне, но это бывает очень редко.
Здесь моя служба, мои обязательства. Многие не понимают этого, не осознают всей ответственности нашего пребывания в Иерусалиме. Знаете ли вы, что многие туристы об Армении и армянах узнают, посетив Иерусалим? Иерусалим, кроме людей — это камни, история, армянский квартал.
— Как складываются отношения армян с евреями?
— Мы стараемся быть на дистанции и не политизировать наше присутствие на святой земле. Решаем вопросы дипломатично. На самом деле, это очень большой труд, требующий много душевных и физических сил. Например, ультраортодоксальные евреи, при виде нас или любого другого священника-христианина плюются.
Перед нами стоит проблема сохранения общины: с каждым годом армян становится меньше. Парни предпочитают брать в жены израильтянок, девушки в основном выходят замуж за христианских арабов. Следовательно, их дети уже не наследуют наших традиций.
В Израиле сложно даже евреям, не говоря уже об армянах. Армяне в поисках работы уезжают в США, Австралию, и часто не возвращаются.
Следующая проблема — в нашей общине делят армян по происхождению. Есть те, кто обосновался здесь во время крестовых походов. Они и создали армянский квартал и именуют себя "горожанами". Другие — приехали, спасаясь от Геноцида, и третья волна переселенцев пошла в 90-е годы прошлого столетия. Интересно, что был период, когда "горожане", чтобы не ассимилироваться, женились на своих кузинах.
— Как складываются отношения между армянами трех периодов переселения в Иерусалим?
— В 20-х годах XX века началась новая волна массового переселения армян в Иерусалим после Геноцида. Их приютила наша церковь, были построены сиротские приюты. Только из одного Вана (город в Западной Армении, — ред.) были привезены около 800 детей. Многие из них обосновались в Израиле, иные уехали в другие страны.
— Есть ли молодые люди, которые хотели бы переехать в Армению?
— Особого желания у них нет. Однако они активно следят за жизнью Армении и вовлечены в разные процессы: организовывают митинги, акции протеста 24 апреля, борются с антиармянской пропагандой, которую разворачивают здесь азербайджанцы. Нас здесь около трех тысяч и эта молодежь нужна на Святой земле.