Всемирно известный астрофизик и главный организатор уже успевшего приобрести такую же всемирную известность фестиваля науки и музыки Starmus ("Музыка звезд") — это Гарик Исраелян. Он мечтал стать рок-гитаристом, а стал астрофизиком, но зато лучшие музыканты планеты охотно приезжают погостить у него.
"В школе я был катастрофой", – определяет свою раннюю юность Гарик Исраелян. И то сказать – на момент окончания школы о вузе Гарик и не думал, с негодованием отметая подобную мысль. А мечтал он о том, чтобы стать артистом и играть рок на своей любимой гитаре.
Все благополучно закончилось докторской степенью в 1992 году, а буквально через пару лет он уже преподавал в университете Брюсселя, а потом и Сиднея, параллельно занимаясь исследовательской работой. После долгих научных странствий по планете Исраелян осел на Канарских островах, в известном на весь мир Институте астрофизики с крупной обсерваторией. Теперь он здесь профессор.
Работой, принесшей ему авторитет в научных кругах, стало исследование, объясняющее возникновение черных дыр. Но одними черными дырами, какой бы захватывающей не была эта тема, интересы Исраеляна в астрофизике не исчерпываются. В его послужном списке весомые работы по химической эволюции Вселенной, экзопланетам, а также астро- и гелиосейсмологии. Последнее стоит пояснить: Исраелян исследует распространение акустических волн в атмосферах звезд.
В 2000 году ученые выделили звуковые колебания ближайшей к нам звезды – Альфа Центавра. "Звучат" и все остальные звезды, каждая на свой лад. Исраелян утверждает, что параметры акустических волн могут рассказать о структуре звезды, о химическом составе, дать представление о массе и диаметре, даже возраст светила можно уточнить. Одним словом, здесь наличествует масса ценной информации и о Солнце, и о далеких объектах. А еще, говорит Гарик Исраелян, звезды звучат наподобие электрогитары, очень похоже.
Идея организовать музыкальный фестиваль всегда импонировала Исраеляну, вот только надо было найти повод, сильный стимул. Знакомство с легендарным основателем группы Queen Брайаном Мэем позволяло надеяться на то, что фестиваль может состояться и будет достаточно представительным. Мэй, к слову, тоже астрофизик, с учеными степенями.
В 2011 году Исраеляна озарило – это же полувековой юбилей полета Гагарина! Идей появилось множество – кроме собственно рок-фестиваля напрашивались различные "круглые столы" с участием ведущих ученых, встречи с астронавтами и космонавтами. К слову, реализовано было практически все задуманное.
Брайан Мэй послушал аранжировки "звездной музыки" и остался в восхищении: "Эта музыка у меня в голове, она у меня внутри, когда я думаю про звезды и космос". Примерно в таком же ключе высказался и Питер Гэбриэл, склонить которого к участию в многолюдной тусовке в последние лет 15 – настоящий подвиг. Genesis и Дэвид Гилмор, Жан-Мишель Жарр и многие другие – словом, список имен исполнителей и названий групп, приехавших на Канары для участия в фестивале, названном Starmus ("Музыка звезд"), вызывает священный трепет у любого любителя рока.
Потом было еще два фестиваля, там же, на Тенерифе, на Канарах – в 2014 и в 2016 – и похоже, что рождается отличная традиция. Эти праздники стали называться "фестивалями науки и музыки" — организаторы не отделяют одно от другого. А помимо светил науки и космонавтов, в них всегда участвуют легендарные и просто известные музыканты.