К существующей власти можно находиться в оппозиции любой степени жесткости – от "мягкой" до непримиримой – но приписывать ей склонность к суициду, право же, не стоит. С этой точки зрения не особенно понятен шум по поводу будущего АЭС в Мецаморе, поднявшийся после опубликования текста соглашения между Арменией и Евросоюзом, намеченного к подписанию в конце ноября.
Первое, что бросилось всем в глаза – это требование ЕС о закрытии Мецаморской АЭС. Не нужно забывать, что аналогичные требования звучали в отношении бывших республик СССР и стран Восточной Европы, которые имели атомные электростанции. И почти все эти страны такие требования выполнили, правда, в отличие от Армении, они получили членство в ЕС. Нам же об этом думать не приходится.
Очевидно, что закрытие ААЭС на сегодняшний день, в имеющихся обстоятельствах, равносильно объявлению о самороспуске не только действующей власти, но и всего государства. Поэтому можно быть уверенным, что закрытия этого не произойдет. Те страны, которые пошли на это, имели альтернативные возможности обеспечения себя электроэнергией, у нас такой возможности нет, и даже если Армения прямо сегодня начнет в поте лица работать над альтернативой, процесс растянется на долгие годы, если не на десятилетия.
То, что закрытия ААЭС добиваются два соседних государства – это понятно. Зачем это нужно Евросоюзу – уже не совсем логично, тем более что МАГАТЭ заявляет о безопасности станции. Но, тем не менее, это данность, и с ней необходимо считаться.
Атомная станция необходима по одной простой причине – чтобы не вернулись печальной памяти года президентства Тер-Петросяна: второго испытания темнотой и холодом Армения не выдержит. Что касается некоторых пассажей о том, что закрытие АЭС ударит по энергетической независимости и безопасности, то здесь есть небольшая нестыковка: дело в том, что даже с АЭС Армения не может заявлять об энергетической независимости. Независимость в этом плане была бы реальной в том случае, если бы страна самостоятельно производила обогащенный уран, сейчас же она зависит от его поставщиков.
Разумеется, все это отлично понимают армянские власти, и первые комментарии от них подтверждают это понимание. "Атомная электростанция в Армении не будет закрыта и будет действовать до тех пор, пока ее ресурсы не будут исчерпаны. Ресурс Мецаморской атомной электростанции не бесконечен и, естественно, через какое-то время она должна выйти из эксплуатации", — сказал вчера пресс-секретарь министра энергетики и природных ресурсов Армении Васак Тарпошян, добавив, что в тексте соглашения с ЕС не указаны сроки закрытия атомной электростанции.
А во вторник министр юстиции Давид Арутюнян, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что в вопросе закрытия АЭС и строительства новой станции Армения не испытывает политического давления, и все соответствующие решения будут приниматься, исходя из государственных интересов.
Однако параллельно с обсуждением судьбы АЭС в свете упомянутого соглашения полным ходом идут работы по продлению срока эксплуатации второго энергоблока. Эта программа была утверждена правительством Армении в 2014 году, и на ее реализацию Россия предоставила Армении кредит в 270 миллионов долларов и грант в размере 30 миллионов. В результате срок службы атомной станции должен быть продлен до 2027 года. Васак Тарпошян это и отметил, сказав, что, фактически, о закрытии ААЭС в Мецаморе можно будет начинать разговор только после 2026 года.
Все эти доводы, без сомнений, прекрасно известны и самим европейцам. А почему тогда требование это прописывается в тексте соглашения – так на это причины могут быть разные, в том числе и те, о которых широкой общественности пока знать не полагается, и о которых молчат, до поры до времени, даже "источники, близкие к…".
Вполне возможно, что фиксация этого положения в тексте – лишь обязательная декларация, и все стороны отлично понимают, что работы в этом направлении — воз и солидная тележка, и это не дело нескольких дней или месяцев. Возможно даже, что вопрос закрытия атомной может, в определенных обстоятельствах, оказаться предметом некоторого, если можно так сказать – "торга", и эту проблему можно будет увязать, например, со вполне конкретными преференциями. Но не стоит гадать.
Ясно одно – в обозримом будущем закрытия ААЭС не произойдет, это почти невероятно. А вот что касается будущего атомной энергетики в Армении вообще – вот это вопрос другой.
Ведь, как отмечают специалисты, электроэнергия от АЭС дешева лишь тогда, когда станция уже построена и функционирует – нам она досталась в наследство от СССР, и не Третья армянская республика ее строила.
Сумма, необходимая на строительство новой АЭС, оценивается в 5-6 миллиардов долларов – очевидно, что в обозримом будущем страна подобный проект самостоятельно реализовать не сможет. В то же время не видно и желающих из-за рубежа – вложиться в такое строительство. Поэтому единственным выходом является увеличение срока службы ААЭС еще на десяток лет, с параллельным поиском альтернативных источников.
Что касается активно рекламируемой сейчас "зеленой" энергетики, то, скорее всего, на нынешнем этапе ее развития, это не выход – страны, в том числе европейские, с энтузиазмом взявшиеся было за соответствующие разработки, быстро к ним охладели. На сегодня это дорого и малоэффективно – такими путями можно решить вопрос снабжения электроэнергией одного дома, пусть даже поселка, но никак не современных городов и стран. Встает вопрос аккумулирования произведенной энергии, высокой себестоимости при низкой выработке – проблем здесь пока больше, чем решений.
Поживем – увидим, а пока Васак Тарпошян говорит так: "Если мы работаем над продлением срока эксплуатации, и если в этот период станция будет успешно и безопасно функционировать, не будет альтернативных ресурсов, то АЭС продолжит действовать". Вряд ли представитель министерства станет выступать с безответственными заявлениями, он знает, о чем говорит. Нам же остается самим не спешить с далеко идущими выводами и, по крайней мере, воздержаться от панических заявлений и восклицаний.
Решение о строительстве атомной электростанции в Армении было принято Советом Министров СССР в сентябре 1966 года, а в 1976 году, она была сдана в эксплуатацию. Срок службы двух энергоблоков был установлен на 30 лет.
В 1989 году, после Спитакского землетрясения, работа ААЭС была остановлена, что привело к энергетическому кризису.
В 1993 году правительство Армении решило вновь запустить атомную электростанцию. После шестилетнего перерыва, в 1995 году вновь был задействован второй блок Армянской АЭС.