ЕРЕВАН, 18 окт – Sputnik, Давид Галстян. Национальный авиаперевозчик может быть создан на базе самолетов Sukhoi Superjet 100, сказал Sputnik Армения, председатель общественной организации "Национальное объединение авиации", заслуженный летчик СССР Дмитрий Атбашьян.
Россия и Армения уже около года обсуждают проект создания новой национальной авиакомпании. В начале октября 2017 года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что стороны находятся на последней стадии обсуждений. Перспективными направлениями для потенциальной авиакомпании названы Сочи, Ставрополь, и другие города с большой армянской диаспорой.
"Я приветствую такую инициативу. Самолет Superjet – современная машина, она проектировалась и строилась специально для коротких линий, и поэтому аэропорты Сочи и Ставрополь входят в тот "оптимум", на который они рассчитаны", — сказал Атбашьян.
Он добавил, что эти самолеты постепенно улучшают свои характеристики. К ним были замечания по техническому состоянию, Armavia в свое время отказалась от него.
При этом, по словам Атбашьяна, последние самолеты этой серии выходят доработанными и надежными.
Он отметил, что у Superjet нет причин быть менее экономичным, чем Airbus и Boeing. Он имеет современную аэродинамику, многие элементы электроники – западного производства. Конструкция самолета, может быть, снижает эффективность на 1-2% по сравнению с иностранными аналогами, но на цены это влияние не оказывает.
Кроме того, основная цена на билеты, по его словам, зависит от обслуживания в аэропорту "Звартноц", где цены резко отличаются от тех же российских.
"Почему самолеты "Тарон-авиа" летают из Гюмри — потому что цены там намного ниже. Если мы хотим иметь нормальные цены, близкие к западным, то необходимо договориться с аэропортом "Звартноц", — сказал Атбашьян.
Стоимость и содержание дешевле аналогов
В свою очередь бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР, президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов в беседе со Sputnik Армения отметил, что использование подобных самолетов актуально для Еревана, так как в Армению уже летает тяжелая западная техника.
"А вот на расстояние 1000-1500 км подходит как раз Sukhoi Superjet 100, так как он по своим тактико-техническим данным ничем не уступает Boeing и Airbus на таких расстояниях. Армения летает в города, которые обладают хорошими взлетно-посадочными полосами. Это очень важно для Superjet, двигатели которых расположены близко к земле", — сказал Смирнов.
По его словам, на начальном этапе были проблемы с техническим обслуживанием самолетов Superjet. Ранее Армения уже отказалась от одного из них именно из-за этого. Но проблемы уже устранены, недостатка в запчастях и качестве обслуживания, по его словам, нет.
Кроме того, стоимость самолета и его содержание дешевле иностранных аналогов. А по показателям безопасности и расходу топлива, по словам Смирнова, они практически не уступают Boeing и Airbus.
"Исходя из профессиональных представлений – это вполне осуществимый проект", — сказал Смирнов.
Успешный пример — Мексика
Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий отметил, что полеты из Армении в Россию экономически выгодны, уже только исходя из наличия диаспоры.
"Все зависит от спроса по направлениям. Это было бы интересно, вопрос требует серьезных расчетов. Ни в коем случае нельзя говорить о нереализуемости проекта", — сказал Синицкий.
Самый успешный пример использования Superjet, по его словам, у мексиканской компании Interjet (бюджетная авиакомпания, занимающаяся выполнением пассажирских авиарейсов как внутри Мексики, так и в международном направлении в страны Карибского бассейна — ред.).
Компания, по словам Синицкого, смогла все наладить вплоть до обслуживания во всех городах, куда летают.
Поэтому главный вопрос — на каких условиях будет осуществлена поставка самолета Армении.
"Важно, чтобы самолет зарабатывал больше, чем те деньги, которые за него платятся. Есть финансовые вопросы – какие условия, какая рассрочка, какой будет частота полетов, удастся ли обеспечить загрузку", — сказал Синицкий.
Если, по его словам, добиться положительного баланса, когда самолет будет постоянно летать, а не стоять на земле, то "все получится".
Армения оказалась без национального авиаперевозчика после банкротства компании "Армавиа" в 2013 году. После этого на авиарынок страны вышла компания AirArmenia, в октябре 2014 года оказавшаяся на грани банкротства и прекратившая свою деятельность.
Сейчас пассажирские рейсы осуществляют две зарегистрированные в Армнии авиакомпании: "Armenia" и "Тарон Авиа".