ЕРЕВАН, 18 окт – Sputnik, Лаура Саркисян. Армянский юридический центр по вопросам правосудия и прав человека занимается созданием базы данных об имуществе армян в Османской Империи в том числе и из политических соображений, считает американист Арег Галстян.
На этой неделе генеральный директор центра по вопросам правосудия и прав человека Кейт Наапетян на конференции Армянского национального комитета (ANCA) в городе Пасадена (штат Калифорния) объявила о запуске проекта по созданию базы данных о недвижимости армян, находившейся на территории Османской Турции.
По его словам, ни одна организация не сможет принудить Турцию вернуть что-либо армянам, если она сама этого не захочет. Это понимают и авторы проекта, однако они считают это важным в контексте лоббистской деятельности, считает эксперт.
Другой вопрос, как собирать данные спустя 102 года после тех страшных событий. Процесс будет трудным, так как многие потомки очевидцев Геноцида армян потеряли связь с историей своей семьи.
Инициаторы проекта, напротив, считают, что собрать базу данных о похищенном, конфискованном или потерянном во время Геноцида имуществе — вполне реально. Несмотря ни на что, вся недвижимость осталась на территории Турции.
"Надо понимать, что на решение Турции не повлияет и объем базы данных", — сказал Галстян, подчеркнув, что такие иски необходимо подавать и решать лишь через одну инстанцию – Международный суд ООН.
По словам эксперта, все, что посоветует американский суд, будет носить рекомендательный характер, так как ни одна страна не может обязать другое государство к действиям в отношении третьей страны.
Он подчеркнул, что армянское наследие не может быть передано Армении. Получателем в данном случае может стать епархия Армянской Апостольской Церкви в Турции.
Геноцид армян 1915 года является первым геноцидом ХХ века. Турция традиционно отвергает обвинения в массовом истреблении около полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада по вопросу армянского Геноцида.
Факт Геноцида армян признан многими странами, в частности, Уругваем, Россией, Францией, Литвой, нижней палатой парламента Италии, большинством штатов США, а также парламентами Люксембурга, Австрии, Чили, Греции, Кипра, Аргентины, Бельгии, Уэльса, Национальным Советом Швейцарии, Палатой общин парламента Канады и сеймом Польши.