Александр Хроленко, военный обозреватель — специально для Sputnik
Историю перехвата 1 мая 1960 года над Свердловском (ныне Екатеринбургом) американского самолета-разведчика U-2 Френсиса Гэри Пауэрса знают многие. О гибели летевшего на перехват цели старшего лейтенанта Сергея Сафронова писали меньше. И только узкому кругу специалистов известно, что в той же "охоте на Пауэрса" заместитель командира эскадрильи Борис Айвазян чудом ушел от ракеты ПВО. История не всегда справедлива к героям. И все же судьба летчика-истребителя Бориса Грайровича Айвазяна заслуживает отдельного повествования.
Тревожный Первомай
День для разведывательной операции американцы выбрали особенный. Надеялись, что праздничные мероприятия отвлекут внимание советского руководства, специалистов ПВО, и стратосферный разведчик U-2 успешно выполнит задачи на протяженном маршруте от Таджикистана до Кольского полуострова. Вроде бы для этого были все основания.
Не первый год вели разведку над Сибирью, Дальним Востоком, Средней Азией, Закавказьем, Центральной Россией и Прибалтикой недосягаемые для советских истребителей и зенитных средств самолеты Локхид U-2. Взлетали в пакистанском Пешаваре, садились в норвежском Будё. На высотах 22 – 24 тысячи метров фотографировали стратегические военные и промышленные объекты СССР, причем оптика позволяла специалистам ЦРУ разглядеть мельчайшие детали.
Только за один полет 9 апреля 1960 года Локхид U-2 снял Семипалатинский ядерный полигон, авиабазу стратегических бомбардировщиков Ту-95, полигон зенитных ракетных войск близ Сары-Шагана, ракетный полигон Тюра-Там (космодром Байконур), и ушел за пределы СССР в районе города Мары. На закрытую ноту советской стороны американцы не отреагировали, делая вид, что непричастны к нарушению границы.
Опытный военный летчик Пауэрс до весны 1960 года выполнил 27 разведывательных полетов на U-2 (500 часов). Первого мая, обследовав полигон зенитных ракетных войск противовоздушной обороны близ Сары-Шагана, американский разведчик взял курс в направлении ракетного полигона Тюра-Там (космодрома Байконур).
Однако этот полет U-2 над СССР стал последним. "Недосягаемый" американский самолет был сбит в стратосфере первой же ракетой класса "земля-воздух" зенитного ракетного комплекса С-75 – по личному указанию руководителя СССР Никиты Хрущева.
Наземные средства ПВО подстраховывали в небе на двух Миг-19 летчики-истребители капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафронов, которые вылетели с аэродрома Большое Савино под Пермью, где несли боевое дежурство.
Параллельно на земле действовали расчеты ПВО. По самолету U-2 было выпущено 7 ракет. Первая повредила двигатель и обрубила "неуязвимому" разведчику хвостовое оперение, U-2 начал падать с 20-километровой высоты. На полпути к земле американский разведчик влетел в зону поражения второго дивизиона, и для гарантированного уничтожения по нему выпустили еще шесть ракет.
К сожалению, истребители Миг-19 также попали в зону поражения (система распознавания "свой-чужой" оказалась несовершенной), некоторые ракеты навелись на Миг-19 старшего лейтенанта Сафронова.
Капитан Айвазян почувствовал опасность, заметил в небе необычное облачко и резко ушел вниз. Пикировал до двух тысяч метров, и вывел самолет из пике с большой перегрузкой. Мастерство и противоракетный маневр оказались спасительными.
Жизнь продолжается
После вспышки в задней полусфере (у хвоста самолета) Пауэрс ощутил сильный удар в спину. Кресло сдвинулось к приборной панели, и катапультирование могло срезать ноги. Поврежденный разведчик U-2 беспорядочно летел к земле. Американец выбрался из кабины на высоте 10 тысяч метров, не используя катапульту (парашют раскрылся на высоте 5 тысяч метров). Самолет U-2 упал рядом с селом Поварня, летчика в районе станции Косулино задержали местные жители.
После "разбора полета" Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила гражданина США Френсиса Пауэрса к десятилетнему заключению, однако через два года его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (и все же через 17 лет Пауэрс погиб в гражданской авиакатастрофе). Важнее другое – воздушное пространство нашей страны 1 мая 1960 года навсегда закрыли для американских "самолетов-призраков".
Позднее Борис Грайрович учился в Военно-воздушной академии имени Гагарина. Уволился в запас в звании майора. Жил в Москве, трудился в КБ Туполева, закончил аспирантуру.
А еще, бывая в Перми, Борис Айвазян всегда навещал семью погибшего боевого товарища. И жизнь сложилась так, что через восемь лет после трагического полета женился на вдове Сергея Сафронова. Настоящий человек всегда делает достойный выбор.