Когда в начале мая нынешнего года Азербайджан на своей территории проводил совместные с Турцией армейские учения, громко назвав их "военно-штабными", было понятно, что это – желание продемонстрировать силу в преддверии активизации переговоров по карабахскому урегулированию.
На самом деле все обернулось бесполезной игрой мускулов еще тогда, в самом начале учений на азербайджанской территории.
Учения анонсировались достаточно громко. В частности, говорилось об участии турецкой и азербайджанской военной авиации. Однако связано это было, в первую очередь, с тем, что об учениях было заявлено в конкретный день – 24 апреля. Эдакая провокация, предназначенная для того, чтобы отвлечь внимание мировое сообщество от очередной годовщины Геноцида армян в Османской империи.
С другой стороны, учения действительно состоялись. Их результатом стало подписание 5 мая военного соглашения между Турцией (которая, как известно, одна из самых многочисленных натовских армий) и Азербайджаном. Оставалось дождаться ратификации этого договора со стороны президентов двух братских стран, у которых, как известно, "одна нация – два государства".
Ратификация, фактически, состоялась на днях, в Стамбуле, во время проведения восьмого саммита Организации экономического сотрудничества восьми развивающихся стран (D-8). На мероприятиях присутствовал, соответственно, азербайджанский лидер Ильхам Алиев. Так вот, как пишет РИА Новости со ссылкой на издание Rezmi Gazet, президент Реджеп Тайип Эрдоган там и ратифицировал договор о военном сотрудничестве.
В Карабахе ожидаются подводные военные операции?
Однако интересно было другое. То, что в качестве одного из пунктов договора (по-видимому, самого главного, поскольку только он и муссируется практически во всех публикациях) поголовно все эксперты и журналисты упомянули "…укрепление отношений (между двумя странами) в таких сферах, как подводная атака, подводная оборона и подготовка квалифицированных водолазов".
Можно, конечно, гадать, чем обусловлено такое повышенное внимание к подводным войскам в Азербайджане. Например, тем, что западные нефтяные корпорации, накопившие каспийскую нефть до 2040 года, требуют должного обеспечения безопасности нефтяных вышек, действующих на Каспии.
Можно предположить, что секретные службы Турции и Азербайджана имеют данные, согласно которым террористические организации, потерпевшие поражение в Сирии и Ираке, решились взяться за нашего восточного соседа, что, в принципе, не исключено, поскольку в планах псевдо-халифата одно время наш восточный сосед фигурировал. И что террористические заходы начнутся именно со стороны Каспия.
Еще можно предположить также, что Азербайджан решил подготовить специальные отряды "подводных котиков" наподобие американцев, для охраны, скажем, плотины Мингечаурского водохранилища, которое уж слишком близко находится к карабахской границе. Или вдруг азербайджанская подводная группа решит поплавать на армянском озере Севан. Ведь нельзя же исключать.
Как бы то ни было, договор ратифицирован, и отныне следует иметь в виду, что у Азербайджана есть (или скоро будут) подводные войска. Они, конечно же, в карабахских скалах не могут быть пригодны, но зато нужны, скажем, во время военных парадов в Баку.