Американский шоумен, телеведущий, писатель, повар и путешественник Энтони Бурден оказался в солидной компании знаменитостей, попавших в "черные списки" Азербайджана. На своей странице в Instagram Бурден разместил фотоотчет о поездке в Нагорный Карабах, целью которой были съемки для передачи Parts Unknown.
"По итогам расследования будет принято соответствующее решение", — заявил, как обычно в таких случаях, глава пресс-службы министерства иностранных дел Азербайджана Хикмет Гаджиев. Напомним, что в "черные списки" заносятся все, кто осмелится посетить Нагорный Карабах, не информируя об этом МИД Азербайджана и, соответственно, не получив разрешения министерства на поездку – хотя как, при всем желании, это можно сделать на практике, совершенно непонятно.
В самом начале "списки" эти вызывали некоторое недоумение — недолго, правда, длившееся, ибо стало смешно – потом стало забавно, дальше начали изредка улыбаться, когда в них записывали очень уж известных людей. Теперь новая строка в этих списках вызывает скуку. Наверное, здравомыслящим гражданам Азербайджана уже даже стыдно читать очередные сообщения на эту тему.
Разумеется, у официального Баку есть своя точка зрения насчет правил посещения Карабаха. Но соблюдение этих таинственных правил от обнаружения себя в "списках" не спасает, посему они никого не интересуют. И то сказать – те, кто, от нечего делать, пытался официально проинформировать Баку о намерении посетить Карабах, получали в ответ гробовое молчание. Совершенно непонятно, как можно въехать на территорию НКР с востока – там же нет никаких КПП, зато есть минные поля и азербайджанский "фатерлянд" практически круглосуточно обстреливает позиции карабахской обороны. Но да ладно.
Может, кого-то наличие этих "списков" и остановило от посещения Карабаха, но немногих. Не стоит здесь повторять имена тех мировых знаменитостей, которые, по их же признанию, провели в этом чудесном краю незабываемое время – они у всех на слуху. В качестве примера можно привести российского политолога Сергея Маркедонова, который вовсе не опечален тем обстоятельством, что оказался в компании Монсеррат Кабалье, Любови Казарновской, астронавта Чарльза Дюка и многих других. Более того, Маркедонов считает это очень неплохим пиаром.
"Вдруг, чего доброго, и сама Кабалье заинтересуется: кто такой этот Маркедонов, чего он с ней в одном списке", — сказал он однажды.
С тем, что эта мера на редкость бесперспективна и вызывает зачастую обратный эффект, пусть разбирается бакинское руководство. Пока что ему удалось лишь создать единственный прецедент – свежа в памяти история с блогером Александром Лапшиным. Этого бы тоже не произошло, если бы не тесная дружба двух президентов, Алиева и Лукашенко, и белорусские товарищи не подвели азербайджанского коллегу.
Но что-то подсказывает, что случай этот исключительный, и вряд ли Беларусь окажет такую услугу еще раз. И еще неизвестно, будет ли братская Турция арестовывать и выдавать второму государству одной нации четверых своих граждан, недавно побывавших в Карабахе. А уж то, что кто-то соберется задерживать, скажем, Монсеррат Кабалье, депутатов Европарламента и Госдумы России, американских сенаторов – вообще из области очень смелой фантастики.
Нет, мы далеки от того, чтобы советовать что-то азербайджанскому руководству – там люди взрослые, сами решают, что для них правильно. Просто осмелимся напомнить, что имидж, репутация – она как нефть: ресурс, если и возобновляемый, то спустя десятки и сотни лет.
А Энтони Бурден… А, собственно, что — Энтони Бурден?
Энтони Бурден отведал фирменной арцахской кизиловой водки под обильную карабахскую закуску, снял 45-минутный фильм для программы Parts Unknown на CNN и благодарит в Twitter Сержа Танкяна за то, что тот сделал возможной его поездку в Армению. Путешествие Бурден назвал awesome – потрясающим, удивительным, незабываемым.