Нелли Даниелян, Sputnik
На момент нашего визита в Дилижанский национальный парк практически все сотрудники заповедника были заняты – проводили осмотр территорий вместе с правоохранителями.
Тем не менее, прогуляться по лесу и ознакомиться с ситуацией нам тоже любезно разрешили.
Начальники участков "Гош" и "Агавнаванк" охотно согласились сопроводить нас. Следует отметить, что, по убеждению администрация Национального парка, именно эти два участка считаются наиболее защищенными.
"Приходилось даже доставать оружие. Это люди пришли к нам в лес и заявили, что им дали "добро". А я сказал, что сегодня лес охраняю я и подобного не допущу", — рассказывает начальник участка "Агавнаванк" Гарик Меграбян.
По словам наших собеседников, браконьеры зачастую зовут лесников в сообщники.
"Говорю, если сегодня вас 100, объединимся – станет 500, уничтожим лес, что будем делать потом? Что-нибудь да сделаем, отвечают", — рассказывает лесник и добавляет: "Лес – он не на один день, каждое поколение должно думать о том, чтобы передать его своим детям".
Кстати, в селах Дилижанского региона до сих пор нет газа.
"Трубы есть, но газа нет", — сказал в беседе с нами один из жителей деревни Гош, показывая на трубы, которые торчат отовсюду.
Часто говорят, что сельчане рубят деревья, чтобы обеспечить свои нужды, но сами деревенские утверждают другое – лес рубят не они и не на дрова. На самом деле древесина вывозится грузовиками и идет на изготовление стройматериалов, что давным-давно превратилось здесь в прибыльный бизнес. Лесники уверяют, что одна такая фура стоит порядка около 4 млн. драмов (порядка $8000).
Руководитель участка "Гош" Дилижанского леса Мгер Овсепян отметил, что последнего браконьера поймал три месяца назад. Он показал срубленное им дерево. Этот инцидент был запротоколирован, а руководство национального парка поставлено в известность.
Мгер Овсепян живет в соседней деревне Гош, лично знаком со всеми жителями близлежащих деревень и убежден, что никто из них деревья не рубит.
"Население мы обеспечиваем валежником, и это не только помогает сельчанам, но и способствует очистке леса: чем меньше отходов, тем меньше вероятность пожаров летом. Сбор древесины приносит пользу и крестьянам, и лесу, и государству", — говорит Овсепян.
Собранные в лесу порубочные остатки аккуратными кучками лежали в разных частях леса. Глава участка заверил, что этого количества хватает с лихвой, чтобы обеспечить нужды жителей всех близлежащих деревень. Более того, все равно очень много остается гнить в лесу.
В зависимости от сорта деревьев установленная государством цена на древесину колеблется от 4800 драмов (порядка $10) до 5400 драмов (порядка $12)за 1 куб. м, при том, что рыночная стоимость достигает 20 000 драмов (порядка $40).
Напомним, в прокуратуре Тавушской области Армении на днях было возбуждено очередное уголовное дело по факту незаконной вырубки леса и халатности чиновников.
В период с 18 августа по 6 сентября 2017 года в филиалах участка "Агарцин" ГНКО "Дилижанский национальный парк" было обнаружено 409 различных видов и диаметров свежевырубленных деревьев.