Арман Ванескегян, обозреватель Sputnik Армения.
Транспорт и логистика — проблемы серьезные, причем политического масштаба
Неожиданностью стало заявление о том, что Россия активно работает над проектом открытия Абхазской железной дороги, хотя прежде казалось, что этот вопрос в силу политической составляющей стороны пытаются обойти.
Российский министр транспорта Максим Соколов заявил в Ереване о продолжающихся переговорах на уровне Карасин — Абашидзе и работе со швейцарской компанией SGS, которая будет вести контроль за движением товаров по территории Грузии в Россию и из нее. Была упомянута также Южная Осетия, и Рокский тоннель, и Транскавказская магистраль, о которых, правда, договоренность с грузинской стороной тоже пока не достигнута.
На самом деле ситуация с логистикой на данном направлении достаточно сложна. Обусловлена она не только позицией Грузии, но и тем обстоятельством, что Армения и Россия — члены ЕАЭС, а развитие механизмов этой структуры невыгодно Западу, который, видимо, видит в ней потенциального соперника. Причем не столько экономического, сколько — политического. Потому и делает все возможное, чтобы на железной дороге не открылся бы даже грузинский транзит.
Свободная экономическая зона Мегри — мост для российского бизнеса
Что касается торговых взаимоотношений между двумя странами-союзниками, то на сей раз на первый план вышла свободная экономическая зона в Мегри, к которой, образно говоря, "неровно дышат" те российские фирмы и предприятия, которые хотят сотрудничать с Ираном.
В этом плане все достаточно просто, и в то же время сложно, так как есть вопросы, которые связаны с логистикой между Арменией и Россией, не имеющих общей границы.
Это не мешает российской стороне рассматривать Мегринскую свободную экономическую зону как мост между Ираном и Россией. Вплоть до того, что российские бизнес-структуры, как пояснил премьер Медведев, вполне могут быть приглашены в качестве соинвесторов.
Армянская сторона готова работать на паритете с российскими компаниями.
Торговля и рынок
Однако самая интересная тема возникла, когда стороны заговорили о совместной работе на предмет активизации механизмов рынка и торговли.
Ни для кого не секрет, что для Армении российский потребительский рынок — лакомый кусочек, как минимум, в сфере сбыта сельскохозяйственной продукции, спиртных напитков (коньяк в первую очередь) и соков, а также фруктовых и овощных консервов.
Первым разговор об этом, кстати, начал сам Медведев, удивившись тому, что в Армении не уделяют должного внимания тому обстоятельству, что в России сейчас очень удобный момент — перекрыты пути для поставок продукции сельскохозяйственного потребительского рынка из определенных стран (обоюдные санкции продолжаются), и армянский производитель не пытается отвоевать для себя долю побольше.
Понятно, что армянские абрикосы — это эксклюзивный товар, который при любом раскладе с российских прилавков уходит "на ура". Однако российский премьер удивился, что не найдены какие-нибудь механизмы, благодаря которым армянским и российским фирмам можно было бы начать совместные проекты по увеличению в Армении тепличных площадей. Это позволило бы резко увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, в которой Россия нуждается.
А еще премьер упомянул о необходимости поискать варианты, которые позволили бы увеличить объемы поставок сельхозтехники российского производства, в которой сегодня остро нуждается армянский аграрный сектор. Будет это целевым кредитованием российских или армянских банков, или же какие-то льготы на покупку, решать нужно будет по ходу.
Газ сегодня — всему голова
Гендиректор "Газпрома" Алексей Миллер сообщил, что несмотря на прежние договоренности о введении иных параметров на стоимость российского газа, принято решение на 2018 год цену на голубое топливо, поставляемое в Армению, не менять.
Правда, Миллер при этом посетовал на то, что объемы потребления газа никак не вырастут, и это создает серьезные проблемы для поставщика.
Понятно, что от объема потребления газа зависит многое (и конечная цена, в первую очередь). Понятно и то, что Армении, практически оставшейся без серьезного промышленного производства, солидными объемами потребляемого газа не похвастаться. На одном лишь жилом секторе (пусть даже и с серьезными зимами в Ереване) объемов не увеличить, чтобы потом уже говорить о снижении цены.
Однако создание тепличных хозяйств, о которых упомянул российский премьер, вполне может опосредованно стать причиной для увеличения объемов потребления газа уже в сельскохозяйственном секторе. Это, вкупе с транспортом (который занимает серьезную долю газового потребления), могло бы стать причиной для увеличения объемов голубого топлива. А это, в свою очередь, дало бы повод для разговора о понижении конечной (для потребителя) цены за газ.
…К сожалению, до разговоров, скажем, об армянском трикотаже или обувной промышленности не дошло. Видимо, для восстановления этих сфер потребуются и более серьезные инвестиции и, что не менее важно, готовность той же России, да и остальных членов ЕАЭС, дать допуск на местные рынки сбыта. Хочется надеяться, что до этого тоже очень быстро дойдет — и тогда у Армении появится хороший стимул для восстановления как гюмрийского трикотажа, так и ереванской обувной промышленности.