Проект Баку-Тбилиси-Карс: кому на самом деле выгодна новая магистраль

© FB / MINISTRY OF ECONOMY AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF GEORGIAСтроительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс
Строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс - Sputnik Армения
Подписаться
Торжественное открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс запланировано на 30 октября. Какие риски для Армении содержит этот проект - размышляет обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян.

Арман Ванескегян, обозреватель Sputnik Армения.

Для того чтобы понять степень важности и значимости запускаемого железнодорожного проекта Баку – Тбилиси – Карс, следует посмотреть на географическую карту Южного Кавказа. Можно понять, что железнодорожный проект, который с помпой запускается в Баку – это однозначно проект политический, и никаких экономических, логистических и каких-либо других целей не преследует.

И Баку, и Тбилиси, и Анкара преувеличивают

Итак, президенты трех государств – Грузии, Турции и Азербайджана — собираются торжественно праздновать окончание строительства целой стокилометровой ветки от железной дороги, работающей в регионе вот уже более ста лет. Более того, выдавать они будут это мероприятие за празднование запуска большой железнодорожной магистрали длиной в 800 с лишним километров: от Баку, через Тбилиси и Ахалцихе, до турецкого города Карс.

Строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс - Sputnik Армения
Держать армян и курдов в "черном теле": подноготная проекта Баку-Тбилиси-Карс

Хотя на самом деле отрезок железной дороги от Баку до Тбилиси и от Тбилиси до Ахалцихе действует вот уже более ста лет. А железная дорога от Гюмри до Карса существовала еще в конце XIX века, ее запускал русский царь в 1899 году.

Как бы то ни было, сейчас в регионе возникает новый логистический вектор, целенаправленно идущий в обход территории Армении, и расстояние от точки А (Баку) до точки Б (Карс) увеличивается более чем в два раза. И это, повторюсь, при раскладе, когда железнодорожная ветка от Гюмри до Карса существует (и достаточно стабильно работала в Советском Союзе).

И когда представители Грузии, Турции и Азербайджана говорят, что строительство и запуск этой стокилометровой ветки от Ахалцихе до Карса не преследует политической цели, то есть строится не для того, чтобы изолировать Армению от основных транспортных и пассажирских железнодорожных путей, то они просто недоговаривают.

На самом деле, с чисто экономической точки зрения, подобный железнодорожный "выкрутас" не может иметь никакой логистической эффективности. Хотя на проект те же турки и азербайджанцы выделили сумасшедшую сумму в 600 миллионов долларов (причем Баку ровно половину этой суммы в качестве кредита выделил для Тбилиси, то есть Грузия еще и покрывать ее будет в счет транзита).

Выгодна ветка Ахалцихе – Карс, разве что, Казахстану

Не может железнодорожная магистраль Баку – Тбилиси – Карс стать частью того самого Великого Шелкового Пути, который старается восстановить Китай. Судите сами. Ведь, как ни крути, товар из Китая должен поступить в Иран с тем, чтобы дальше уходить в сторону Европы через ту же самую Турцию.

Главы МИД Грузии, Азербайджана и Турции Михаил Джанелидзе, Эльмар Мамедъяров и Мевлют Чавушоглу - Sputnik Армения
Ереван - кость в горле у Баку, или Кому выгоден проект Баку-Тбилиси-Карс?

Ведь на самом-то деле Иран давно уже соединен с Турцией железной дорогой, и если бы китайцев устраивала бы вероятность выхода на Европу транзитом именно через Иран – Турцию, то Поднебесная сделала бы это давно.

Однако эта дорога (по ряду причин) Пекин не устраивает. Китайцы ищут максимально спокойный район, по которому можно было бы выйти хотя бы на берег Черного моря через Иран. И чтобы та граница, через которую будет выходить железная дорога из Ирана, тоже была бы спокойной, без политических, военных и всяких прочих катаклизмов. И это уж точно не та дорога, которая выводит рельсы опять-таки на Турцию, куда из Ирана давно уже есть прямая дорога — на Ван.

Ну, а что касается железнодорожной ветки, соединяющей старую грузинскую железную дорогу от Джавахети до турецкого Карса, то верным доказательством того, что это проект именно регионально-политический, является восторг, с каким недавно о нем отозвались официальные лица Пакистана.

Пакистан — это одна из немногих стран, которые до сих пор не признают Армению и не имеют с ней никаких политических отношений. Так вот, Исламабад на днях заявил, что отныне он получает прямой выход на европейский рынок посредством железной дороги, соединяющей Азербайджан, Грузию и Турцию. Можно подумать, дорога от иранского Тебриза до Вана и далее везде пакистанцев чем-то не устраивала.

Выгодна же эта железная дорога в первую очередь Казахстану, который в какой-то мере получает возможность выхода на потребительский рынок Турции и далее в Европу посредством морских перевозок через Каспий. Видимо, именно поэтому, 30 октября, на официальное открытие железной дороги в Баку приедет и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В любом случае несколько странно звучат разговоры о том, что проект, который в Баку будет с помпой запущен Реджепом Эрдоганом, Ильхамом Алиевым и Георгием Квирикашвили, не является политическим.

Стокилометровая ветка от грузинской железной дороги, построенная за 600 миллионов долларов и за 10 лет – это однозначное свидетельство того, что Азербайджан и Турция готовы буквально на все, лишь бы продолжить транспортную блокаду Армении, начатую еще 25 лет тому назад. И тем важнее в этом плане активизировать в Армении работы по строительству дороги Север – Юг. Но это уже другая история…

© Sputnik / Шушаник СаргсянПроект ж/д Баку-Тбилиси-Карс - что он даст Ахалкалаки
Проект ж/д Баку-Тбилиси-Карс - что он даст Ахалкалаки - Sputnik Армения
Проект ж/д Баку-Тбилиси-Карс - что он даст Ахалкалаки
Лента новостей
0