Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Итак, 100-километровый "железнодорожный долгострой" на отрезке от Ахалцихе (Джавахетия) до Карса (Турция) сегодня заработал. Эпопея по соединению железнодорожной карты Южного Кавказа с турецкой железной дорогой завершена, и отныне грузовые и пассажирские поезда могут выходить из региона на территорию Турции и далее – на Европу.
Как выдать сообществу 100 километров путей за 900
Правда, праздничные мероприятия в Баку и организаторы, и региональные масс-медиа называли торжественным открытием огромной, почти 900 километровой железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Ахалцихе – Карс, преднамеренно обходя то обстоятельство, что сама железнодорожная схема на карте Южного Кавказа присутствует уже более ста лет.
И построенная ветка – это всего лишь желание Азербайджана и Турции обойти армянский участок железной дороги, во все времена соединявший закавказскую железную дорогу с Турцией (раньше на турецкий Карс выходила ветка из Гюмри). Ветка эта была закрыта Турцией еще в 1993 году, когда страна полностью перекрыла границу с Арменией, равно как и любые политические отношения.
То есть с уверенностью можно говорить о том, что потраченные средства (как сейчас выясняется, 700 с лишним миллионов долларов) на десятилетнюю работу по строительству 100-километровой ветки пошли именно на то, чтобы обойти территорию Армении. То есть продолжить длящуюся вот уже 25 лет логистическую блокаду страны как с запада, так и с востока.
И сколько бы ни говорили эксперты, аналитики, обозреватели и экономические комментаторы о том, что 900-километровая дорога строилась, исходя исключительно из экономических соображений, этому можно не верить.
Путь, соединивший железную дорогу Закавказья с турецкой магистралью, существовала всегда. Ее перекрыла сама Турция, и 700 с лишним миллионов долларов, которые были потрачены за последние десять лет – это цена именно за то, чтобы Армения и дальше оставалась в блокаде.
Причем половину этой суммы, как выясняется, Баку предоставил Тбилиси в качестве кредита, то есть Грузия еще годы и годы будет выплачивать соседу из тех сумм, которые надеется получить за транзит грузов и пассажиров по своей территории.
Магистраль понадобится вовсе не Китаю… Разве что Казахстану
Как бы то ни было, первым же рейсом по магистрали Баку – Тбилиси – Ахалцихе – Карс отправился состав из определенного количества контейнеров с грузом из Казахстана.
Вообще, уже было сказано, что, пожалуй, единственным, для кого новая ветка, соединяющая закавказскую и турецкую железные дороги, будет действительно выгодна, это Казахстан. Ну, разве что — еще и Туркменистан. Хотя, с другой стороны, им обоим придется, по пути в Европу через турецкую территорию, перезагружать товар с железной дороги на паром и обратно на Каспийском море. Так что не такая уж дешевая получается перевозка, как представляется на первый взгляд. В то время, как Казахстан имеет, через Россию, сплошной сухопутный плацдарм до самой Европы, и перегружать грузы на корабли и обратно на всем протяжении пути не приходится ни разу.
Китаю необходим прямой выход на черноморское побережье, и вот над этим транспортным вектором и работают китайские корпорации.
Что касается политической составляющей проекта, который запустили 30 октября президенты Азербайджана и Турции — Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган, и премьер-министры Грузии, Казахстана и Узбекистана — Георгий Квирикашвили, Бакытжан Сагинтаев и Абдулла Арипов, то в нем есть лишь один смысл – изолировать Армению. И ради этого десять лет строили 100 километров железнодорожной трассы и потратили больше 700 миллионов долларов…