Турецко-азербайджанская "многоходовочка": сотни миллионов ради изоляции Армении?

© REUTERS / Kayhan Ozer/Turkey's Presidential Palace/HandoutОткрытие железной дороги Баку – Тбилиси – Карс
Открытие железной дороги Баку – Тбилиси – Карс - Sputnik Армения
Подписаться
На строительство 100-километровой ветки магистрали Баку-Тбилиси-Карс Турция за последние 10 лет потратила 700 с лишним миллионов долларов. И эту цену она заплатила лишь за то, чтобы Армения и дальше оставалась в блокаде, считает политический обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян.

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Итак, 100-километровый "железнодорожный долгострой" на отрезке от Ахалцихе (Джавахетия) до Карса (Турция) сегодня заработал. Эпопея по соединению железнодорожной карты Южного Кавказа с турецкой железной дорогой завершена, и отныне грузовые и пассажирские поезда могут выходить из региона на территорию Турции и далее – на Европу.

Как выдать сообществу 100 километров путей за 900

Строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс - Sputnik Армения
Держать армян и курдов в "черном теле": подноготная проекта Баку-Тбилиси-Карс

Правда, праздничные мероприятия в Баку и организаторы, и региональные масс-медиа называли торжественным открытием огромной, почти 900 километровой железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Ахалцихе – Карс, преднамеренно обходя то обстоятельство, что сама железнодорожная схема на карте Южного Кавказа присутствует уже более ста лет.

И построенная ветка – это всего лишь желание Азербайджана и Турции обойти армянский участок железной дороги, во все времена соединявший закавказскую железную дорогу с Турцией (раньше на турецкий Карс выходила ветка из Гюмри). Ветка эта была закрыта Турцией еще в 1993 году, когда страна полностью перекрыла границу с Арменией, равно как и любые политические отношения.

То есть с уверенностью можно говорить о том, что потраченные средства (как сейчас выясняется, 700 с лишним миллионов долларов) на десятилетнюю работу по строительству 100-километровой ветки пошли именно на то, чтобы обойти территорию Армении. То есть продолжить длящуюся вот уже 25 лет логистическую блокаду страны как с запада, так и с востока.

И сколько бы ни говорили эксперты, аналитики, обозреватели и экономические комментаторы о том, что 900-километровая дорога строилась, исходя исключительно из экономических соображений, этому можно не верить.

Путь, соединивший железную дорогу Закавказья с турецкой магистралью, существовала всегда. Ее перекрыла сама Турция, и 700 с лишним миллионов долларов, которые были потрачены за последние десять лет – это цена именно за то, чтобы Армения и дальше оставалась в блокаде.

Причем половину этой суммы, как выясняется, Баку предоставил Тбилиси в качестве кредита, то есть Грузия еще годы и годы будет выплачивать соседу из тех сумм, которые надеется получить за транзит грузов и пассажиров по своей территории.

Магистраль понадобится вовсе не Китаю… Разве что Казахстану

Как бы то ни было, первым же рейсом по магистрали Баку – Тбилиси – Ахалцихе – Карс отправился состав из определенного количества контейнеров с грузом из Казахстана.

Вообще, уже было сказано, что, пожалуй, единственным, для кого новая ветка, соединяющая закавказскую и турецкую железные дороги, будет действительно выгодна, это Казахстан. Ну, разве что — еще и Туркменистан. Хотя, с другой стороны, им обоим придется, по пути в Европу через турецкую территорию, перезагружать товар с железной дороги на паром и обратно на Каспийском море. Так что не такая уж дешевая получается перевозка, как представляется на первый взгляд. В то время, как Казахстан имеет, через Россию, сплошной сухопутный плацдарм до самой Европы, и перегружать грузы на корабли и обратно на всем протяжении пути не приходится ни разу.

Главы МИД Грузии, Азербайджана и Турции Михаил Джанелидзе, Эльмар Мамедъяров и Мевлют Чавушоглу - Sputnik Армения
Ереван - кость в горле у Баку, или Кому выгоден проект Баку-Тбилиси-Карс?
С другой стороны, говорить о том, что ветка, соединившая две магистрали через Джавахетию и Карс, может стать серьезным звеном на Великом Шелковом пути, который восстанавливает Китай, тоже не приходится. Не следует забывать, что Иран, через который китайцы и намерены перевозить грузы по Шелковому пути, имеет давнюю железнодорожную связь с Турцией, которая выходит по линии Тебриз (Иран) – Ван (Турция).

Китаю необходим прямой выход на черноморское побережье, и вот над этим транспортным вектором и работают китайские корпорации.

Что касается политической составляющей проекта, который запустили 30 октября президенты Азербайджана и Турции — Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган, и премьер-министры Грузии, Казахстана и Узбекистана — Георгий Квирикашвили, Бакытжан Сагинтаев и Абдулла Арипов, то в нем есть лишь один смысл – изолировать Армению. И ради этого десять лет строили 100 километров железнодорожной трассы и потратили больше 700 миллионов долларов…

© Sputnik / Шушаник СаргсянПроект ж/д Баку-Тбилиси-Карс - что он даст Ахалкалаки
Проект ж/д Баку-Тбилиси-Карс - что он даст Ахалкалаки - Sputnik Армения
Проект ж/д Баку-Тбилиси-Карс - что он даст Ахалкалаки
Лента новостей
0