ЕРЕВАН, 31 окт – Sputnik, Лаура Саркисян. Грузия выступает за диалог со всеми соседями, однако Тбилиси должен не допустить расширения рычагов влияния того же стратегического союзника — Турции, считает руководитель грузинской неправительственной организации "Общество Ираклия Второго" Арчил Чкоидзе.
На фоне запуска железной дороги "Баку-Тбилиси-Карс", некоторые грузинские СМИ вспомнили прошлогоднее выступление лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в ходе которого он заявил, что "по мнению некоторых историков, в границы Турции должны входить Кипр, Алеппо, Мосул, Эрбиль, Киркук, Батуми и ряд других городов".
На экспертном уровне в Тбилиси тогда это высказывание сочли недопустимым из уст одного из ключевых союзников.
"Тбилиси выступает за сотрудничество со всеми соседями. В том числе у нас должно быть партнерство и с Турцией. Однако мы не должны давать ей определенные рычаги влияния. Анкара вкладывает деньги в экономику Грузии, однако не исключено, что через 5-10 лет у них будут другие требования", — сказал Чкоидзе.
Тарифные споры по "Баку-Тбилиси-Карс": Грузия на кредитном крючке Азербайджана?>>
По его словам, Тбилиси должен быть начеку и не участвовать в каких-либо военных союзах. Не исключение и тройственный союз между Анкарой, Тбилиси и Баку, от которого у Грузии пока нет никаких дивидендов.
С другой стороны, есть проблемы и в "проекте века" БТК. Он будет способствовать укреплению союза Азербайджана, Грузии, Турции, только при условии, что роль сторон в проекте будет равнозначной. Но и здесь Тбилиси взял на себя непосильное финансовое бремя – денежный кредит от другого стратегического партнера — Баку. Этим он поставил себя в тупик, впав в еще большую зависимость от Азербайджана.
"В БТК есть определенные риски, однако надо их преодолеть и решить ряд вопросов. Проект – необратимый, и поэтому надо смотреть в будущее, и думать, как его развивать и использовать дальше", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили.
Грузия взяла денежный кредит у Азербайджана на строительство своего участка БТК – 775 миллионов долларов под 2% годовых на 25 лет.
Официальное открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс состоялось в понедельник, 30 октября, в Баку. Пиковая пропускная способность Проекта железной дороги "Баку-Тбилиси-Карс" — 17 миллионов тонн грузов в год. Пока этот показатель будет находиться на уровне 1 миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов. Ввод в эксплуатацию дороги был запланирован до конца 2016 года, но затем его перенесли на октябрь 2017 года.