Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Где только не сыщешь наших соотечественников! И в Судане их около трех десятков, и в Конго наберется на десяток. А вот в польском городе Замосць ulica Ormianska есть, а армян — практически нет. Непорядок — решили в Центре развития армяно-польских связей. Дальше дело подхватили ювелиры.
Ювелир из Дилижана Артак Боджикян историю знает хорошо. Когда в мае 2016 года дилижанская делегация приехала в Замосць, он высмотрел там старый дом классической архитектуры и поговорил с его владельцами, у которых оказались армянские корни.
"Теперь мы хотим получить разрешение мэрии на открытие там мастерской и выставочного зала. И для города хорошо – туристы приедут, и нам будет чем их порадовать", – говорит ювелир.
В будущем году в Дилижан приедет польская делегация. Здесь Боджикян и хочет окончательно обо всем договориться.
"Конечно, пока не приедут, пока не договоримся, ничего сказать наверняка нельзя. Но мое дело – предложить. Пусть получится хоть что-то — уже хорошо", — говорит он.
Чтобы не терять времени, в октябре Центр армяно-польских связей пригласил польскую делегацию — бывших и нынешних мэров и членов советов ряда городов — на ювелирную выставку в Ереван. Мужчины оценивающе закивали головами, а женщина-бургомистр, увидев такую красоту, не знала, как ее описать.
"Впервые своими глазами вижу такое разнообразие и великолепие. Исключительно, просто чудесно. Я буду везде рассказывать, что я тут видела", – говорит Мариола Шченьсна, глава администрации города и района Львувек-Сленьски.
"Думаю, на польском рынке встретит такой товар будет пользоваться большим спросом. У нас есть любители красоты, которые по достоинству оценят мастерство ваших профессионалов", — добавила она.
Эти слова – не просто дань вежливости. Небольшой Львувек-Сленьски, у чешской и немецкой границ, считается "агатовой" столицей Польши. Каждый июль местные власти проводят здесь выставку "Лето агатов". В последние годы тут собирается по 50 тысяч туристов (в 5 раз больше, чем живет в самом городе). В будущем году здесь ждут армянских ювелиров.
У Яна Замойского переселенцы из Османской империи, Мурад Якубович и Кшиштоф Каласт (а может, и их капиталы) вызвали такую приязнь, что в своей жалованной грамоте великий гетман даровал всем армянам города равные с местными жителями права. Теперь этот исторический капитал энтузиасты хотят, говоря уже современным языком, "монетизировать".