Недостаточный уровень образования и отсутствие "Эйнштейнов" — не повод для поголовного призыва.
Начнем сначала. Количество призывников снижается, а армию пополнять надо. Как решают вопрос власти, или, вернее, как хотят это сделать?
Итак. Проект изменений в законе "О статусе военнослужащих и военной службе" предлагает отменить отсрочку для студентов, проходящих обучение в вузах по госзаказу. 27 октября парламент принял его в первом чтении (впереди еще два чтения).
Министр обороны Армении Виген Саркисян заявил, что, согласно новой политике, служить должны все. В ответ студенты Ереванского госуниверситета (ЕГУ) второй день проводят акцию протеста.
Саркисян заявил, что некоторые пытаются "подменить идею и содержание важнейшего для безопасности страны вопроса, но цель изменений в том, чтобы придать новое качество военной службе и образованию". Военной службе еще куда б ни шло, но образованию..?
Проблема в том, что власти идут по экстенсивному пути пополнения численности армии, но ресурсы исчерпаны, об этом говорят программы "Я" и "Честь имею", которые предлагают 3-летнюю службу и офицерский контракт.
То есть отсрочку все-таки дадут, если ты согласишься стать офицером в будущем.
Пострадает ли образование?
Скорее всего, да. Уже потому, что армия отбрасывает образование, работу на два года. В обсуждениях в социальных сетях часто говорят, что вряд ли студенты, воспользовавшиеся отсрочкой, станут "Эйнштейнами", "Борами" и т.д. Это изначально неправильный подход.
Во-первых, наличие образованных людей (не гениев или ученых с мировым именем) нужно, в первую очередь, в школах, вузах и других учреждениях, как минимум для того, чтобы иметь более или менее образованное поколение?
N.B. Девушки в Армении, в большинстве, нацелены на создание семьи, а не на карьеру и научные достижения.
Устраивает ли ситуация сейчас – нет. Станет ли хуже при нынешних тенденциях — скорее всего, да. Сторонники отмены отсрочки часто заявляют, что ничто не мешает будущим студентам после возвращения из армии продолжить учебу, но это не так.
Начнем с того, что армия кардинально меняет мышление и стремления людей. Не секрет, что после прохождения службы студенты учатся с намного меньшим рвением (речь о большинстве). Многие преподаватели "рисуют" им оценки только потому, что они отслужили в армии.
Вопрос второй, и еще более важный. Многие ли могут позволить себе начать обучение в 20 лет, находясь на содержании семьи и не подрабатывая на стороне. И да, 2 года здесь имеют большое значение.
Законопроект в теории должен схватить уклонистов "за шиворот", снизить коррупционные риски в вузах. Но это не значит, что все должны попасть "под одну гребенку". Будут ли служить (наравне с другими) благодаря этому законопроекту, например, дети олигархов, и все ли они уклоняются за счет отсрочки. В этом случае они могут, например, "заболеть" за деньги. Кто в итоге пойдет в армию?
Именно искоренение коррупции, как в вузах, так и в медучреждениях, а также превышением полномочий (звонками "сверху") неплохой метод "оздоровления" уклонистов.
Ситуация в армии
Возможно, что большинство все же пытается уклониться от армии не из-за образования, а из-за самой армии и царящей в ней ситуации.
Межличностные отношения в Вооруженных силах всегда больная тема, практически в любой стране. Задача министерства обороны, кроме всего прочего, сделать все, чтобы отношения между солдатами были нормальными, не было инцидентов, особенно, с летальным исходом.
Все ли нормально в это сфере? Не вникая в подробности, можно сказать — естественно, нет.
Многих это пугает, беспокоит, можно назвать как угодно, не в этом суть. Это существенно влияет на нежелании парней идти в армию.
Еще один момент. Для многих семей, особенно в сельской местности, мальчики с раннего возраста являются подспорьем в хозяйстве, работящей силой, приносящей семье доход. Вне зависимости от новой законодательной инициативы, служба солдат должна оплачиваться хотя бы минимально, а не становиться для семьи призывника дополнительным финансовым бременем.
Где решение?
Армию, однозначно, нужно пополнять, реформировать, улучшать. Но этого почти невозможно добиться без резкого улучшения демографической ситуации, улучшения экономических показателей, в том числе повышения качества жизни (что приведет к увеличению рождаемости).
Только так можно решить вопрос количества солдат, потому что при сохранении нынешней тенденции миграции и рождаемости, непонятно, где можно будет "наскрести" солдат в будущем.
Нужно резко и, как можно быстрее, реформировать и систему образования – и не только в вузах. И начинать надо со школ. Приемлемый уровень образования, в частности, в школах, в свою очередь, приведет к улучшению межличностной атмосферы в армии и снижению количества уклонистов.
Деньги и плата за службу, возможность выплаты которой должна обеспечить экономика даст реальный результат.
Основой для этого должен стать резкий экономический и технологический рост, который должны возглавить образованные люди. В случае технологического развития, роль солдат как "пушечного мяса" должна будет снижаться, их все больше должна заменять техника.
Если нет, то общество продолжит играть в "ревностный патриотизм", когда в призыве "отдать долг родине" к министру обороны Армении, проходившему "нестандартную службу", присоединится не служивший министр образования и еще целая плеяда "научных деятелей".