ЕРЕВАН, 9 ноя — Sputnik, Арам Гарегинян. Борофен может стать очень перспективным материалом для сверхчувствительных сенсоров в электронике, рассказал в интервью Sputnik Армения один из известнейших ученых России Артем Оганов.
Для любителей армянской генеалогии это известный ученый, сын тбилисского армянина с Авлабара. В мире его знают как создателя качественно новых методов компьютерного "предсказания" (моделирования) новых материалов.
Достоверность этих методов в очередной раз подтвердилась на борофене: по модели Оганова это новое вещество синтезировали ученые Аргоннской национальной лаборатории США. Сам Оганов ныне возглавляет лабораторию дизайна материалов в Сколтехе (Сколковский институт науки и технологий).
В научном сообществе борофен повторяет бум графена: за неполные 2 года статью российского теоретика и американских экспериментаторов, опубликованную в Science, процитировали в научных работах более 200 раз. С новых разработок не сводят глаз и промышленники, по опыту графена.
Борофен – "младший брат" графена в новом и растущем семействе двумерных материалов. Двумерными их называют из-за толщины. Вернее, её практического отсутствия: материалы эти – толщиной в один, два или несколько атомов. В такой структуре вещество начинает вести себя совершенно иначе.
Так, у борофена обнаружился отрицательный коэффициент Пуассона. То есть при сжатии этот материал, становится не тоньше, а – как ни странно – толще. А некоторые его модификации могут оказаться и сверхпроводящими. Кроме того, борофен, обладает огромной прочностью на растяжение.
"Практических применений может быть очень много. Пока до конца не понятно, каких, но они могут быть связаны с электроникой, в частности новыми сверхчувствительными сенсорами", — заметил Оганов.
Промышленные партии графена (правда, пока не так много и дешево) уже синтезируют. Борофен немного капризнее: в отличие от графена, бор не делится на атомарные слои, а его атомы быстро собираются в наночастицы. Кроме того, в отличие от графена, борофен на воздухе быстро окисляется. Но промышленники со временем "приручат" и его, уверен ученый.
"Достоинств у нового материала гораздо больше, и если его отрицательные стороны каким-то образом ограничить, то промышленность может получить материал с совершенно новыми свойствами", — подытожил Оганов.