Нет чужих среди людей: о казачьем кладбище в сердце армянских гор

© Sputnik / Aram NersesyanУборка заброшенных казацких кладбищ в Степанаване.
Уборка заброшенных казацких кладбищ в Степанаване. - Sputnik Армения
Подписаться
Кладбище и церковь – не место выяснять, чья память дороже. Ну, а базальтовый Пушкин - он и на деревенском дворе как дома.

Арам Гарегинян, Sputnik Армения.

"Коль умру на чужбине далекой, не увидев родимых полей, положите вы мне на могилу лишь венок из степных ковылей". Эти стихи казачий поэт Николай Келин писал о тех, кто в лихолетье гражданской войны был принужден покидать страну, ставшую чужой.

Но Армения – случай другой. Здесь и поля родные, и земля – не чужая. Ведь и вера была почти одна, и даже "ахмах" (недалекий в переводе — ред.) и "чапалах" (оплеуха) у армян переняли.

Русские, украинцы, поляки…

…Раньше казаки хоронили своих на хуторе Каменка. Теперь он – часть города Степанаван. На кладбище стоят ряды из казачьих могил. Старой орфографии тут почти нет: могилы тут в основном с 20-30-х годов.

Ушедших это беспокоит мало. Предки и потомки – все они лежат вместе. И сраму, как известно, не имут. И бурьян, что закрывал людей с головой, тоже мало кому мешал. Ведь сюда и люди почти не приходили.

Ржавый крест и могила - Sputnik Армения
Заброшенные могилы казаков обнаружены на кладбище Степанавана

Но не зря мы говорили, что своих и чужих на этой земле нет. У смотрителя городских кладбищ Камо Караджяна дед и его брат пропали без вести в Великую Отечественную войну.

Его никто не просил – и он никого не просил. Просто одну за другой расчищал старые надгробия. Русские, украинские, польские. Россияне в Ереване об этом узнали совсем случайно. Узнав, так же по-простому собрались и приехали.

Хоть они и дипломаты, а в поле рангов нет. Мужчины берутся за лопаты, грабли и мотыги, женщины собирают сорняки в охапки и выносят. А девушки помоложе красят ограды и могильные камни: ограды – серым, надгробия – белым, а звезды – конечно, красным. Могилы потомков русских, украинцев, поляков. И не сказать, что местные о них забыли. В отличие от многих других кладбищ, решетки и чугунные кресты здесь – почти все на месте.

Приезжим кладбищенские рабочие доверили не все. Косили сами. Тут ведь тонкостей не меньше, чем в дипломатии. Без сноровки недолго и порезаться, объясняют мне – и с удивлением смотрят на светловолосого парня. Тот по всем правилам подминает пожухлую траву, скручивает в ком и бросает вилы на плечо.

"Как ухватил, а! Точно, в России в деревне жил. Глянь, ни травинки не упало. Трава для сельских – что золото. Знает, сразу видно", — говорит мне один из рабочих.

"Перекур! Кто не курит, тот работает", — доносится с другого ряда. Шутки совсем не кладбищенские. Но работа спорится. И пока дорожки и ограды не расчистились, к машинам так никто и не разошелся.

"Ты трус, ты раб, ты"…

…Продолжение известно. С событий 1988 года этими строками упивались тысячи азербайджанцев, а к Пушкину проникались злостью тысячи армян.

"Ты мне тут не разводи! Писал он такое? Без "но"! Писал?". Так спрашивали соседи и у Шаварша Ованнисяна. Во дворе у него стоит базальтовый Пушкин. Чтобы был совсем как свой, резчик-самоучка добавил черты лица Хачатура Абовяна.

© Sputnik / Aram NersesyanПамятник Александру Сергеевичу Пушкину. Степанаван, Армения
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Степанаван, Армения - Sputnik Армения
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Степанаван, Армения

Кому как, а служителям искусства при плановой экономике жилось проще и понятней. Заказали – сделал. А заказывал не абы кто – к открытию тоннеля под Пушкинским перевалом должен был приехать первый секретарь ЦК Армянской ССР.

"Сказали – приедет товарищ Кочинян. Так что смотри уж, чтобы все как надо. Ну, я в ущелье Дзорагетское спустился, глыбу нужную нашел. А дальше все военная часть устроила. На тросы, в трехтонку – и прямо ко мне на двор", — говорит он.

"Вот и фонтан"…

Статую должны были установить у родников на въезде в тоннель. Но потом зачем-то решили обождать, а там и совсем забыли. А в 90-е жизнь людей пошла по законам других годуновских строк, намного более суровых.

"Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…", — но и здесь напутствие Пушкина сельскому умельцу не помогло. Покупателя он ждет долгие годы. Правда, и цену предлагает нешуточную – 25 тысяч долларов. Но и предлагает ведь "наше все"…

Николай Чудотворец без позолоты

Последняя остановка гостей – в селе Амракиц, бывшей Николаевке. Церковь Николая Чудотворца тут открыли в 1846 году. Действовала она даже в советское время. На ее перезвон (рядом, честь по чести, стоит и звонница), сходились со всех окрестных православных сел. На свадьбы, отпевания или просто к вечерне.

Посполедние из казаков: армянское село Привольное было основано переселенцами с Дона - Sputnik Армения
Армения: Последние из казаков

После землетрясения по стенам пробежали трещины. Как и по деревне – в 90-е русские стали уезжать. А сельские власти, подальше от беды, заперли двери на замок. Чтобы сверху кого-нибудь не покарало балкой или кирпичом.

В надежде на русский ренессанс здесь отстроили и раскрасили избу в русском стиле, не пожалев коричневого и красного. "А это иранские армяне. Хотят тут место открыть для сельского отдыха, чтобы приезжие коров доили, на лошади могли прокатиться, ну и все такое. Строят пока", — говорит местный представитель администрации Артур Неркарарян.

В 90-е первых российских послов в Армении русские сельчане (не хочется говорить – "последние") просили договориться с воинской частью о покупке их солений. Чтобы было на что жить. Многие, не дождавшись, уехали.

С храмами и надгробиями спокойнее – есть не просят. Но и простым сувенирам на память для приезжих тоже быть не хотят. И купола-луковицы на церкви — без позолоты. Ведь строят их на православных храмах как "голосы", чтобы лучше расходился звук. Простой, без позолоты. Как люди, что здесь жили и живут. Будь то русские, греки или армяне. Чужих здесь нет.

Лента новостей
0