Итак, президент Турции Реджеп Эрдоган съездил в Сочи и переговорил с российским президентом Владимиром Путиным. Чрезмерное волнение, которое испытывала в преддверии встречи общественность определенных стран с подачи их же СМИ, кажется, улеглось. Теперь выясняется, что оно, это волнение, оказалось преждевременным.
Собственно, ажиотаж спровоцировал сам Эрдоган, заявивший, что везет в Сочи какие-то предложения по Карабаху, от которых Путин не сможет отказаться, с радостью их примет и мгновенно решит карабахский вопрос. В итоге же, по результатам встречи, было заявлено о чем угодно, только не об урегулировании конфликта в Карабахе.
Видимо, разочарование было немалым, хотя и предсказуемым. И для Эрдогана, и для Путина есть вопросы гораздо более насущные, чем урегулирование в Карабахе, зашедшее в тупик: если обрисовать коротко, потому, что одна сторона хочет всего и сразу, а у другой возникает естественное недоумение от таких хотений.
Эрдоган: мы будем поступать с армянскими церквями так, как это делали наши деды>>
Сирия и двусторонние отношения – вот что поставлено во главу угла, и это было понятно по определению. Скорее всего, о Карабахе разговор был, и Эрдогану в очередной (будем надеяться – в последний) раз ясно дали понять, что ни ему, ни Турции (без него даже) делать в этом урегулировании нечего. Иначе амбициозный турецкий лидер не преминул бы раздуть тему во вселенских масштабах, а так – молчок.
Во всей истории с переговорами немного удивляет невозмутимость российской стороны. Эрдоган приехал в Сочи, предварительно высказавшись о непризнании Крыма российским ни в коем случае и о том, что России и США нужно убрать войска из Сирии. Для того, надо понимать, чтобы Эрдоган ввел свои, которые, впрочем, там есть и так.
Политика, конечно, дело тонкое, и сиюминутные интересы порой могут быть поставлены в приоритет долгосрочным. Мы не знаем, что на самом деле происходит в российско-турецких отношениях, поэтому не стоит делать предположений, какие именно разъяснения получил Эрдоган по каждому из пунктов, и каким тоном разъяснения эти были даны.
Путин сказал после встречи в Сочи так: "Я проинформировал /Эрдогана/ о том, что на саммите АТЭС в Дананге мы с президентом Соединенных Штатов одобрили совместное заявление, в котором отразили совместные подходы к ситуации в Сирии, а именно: окончательно добить ИГ, неукоснительно обеспечить суверенитет, единство и территориальную целостность сирийского государства".
Так вот — "суверенитет, единство и территориальная целостность сирийского государства" Эрдогана, скажем так, не очень устраивают. И тем более его не устраивает, что, кроме России, все это будет обеспечивать еще и Иран, с которым Анкара пытается сблизиться в последнее время. Впрочем, Тегеран, наученный опытом, не особенно стремится прижать ее к своей широкой груди.
Иран прекрасно знает, чего может стоить сближение с Турцией. Не станем углубляться в дебри истории, возьмем современность – практически все страны, с Анкарой сблизившиеся, получили бонусом определенные проблемы.
Это и Израиль, и Европа – особенно Германия и Нидерланды, и даже США в какой-то мере охладели к Турции после контракта по российским ракетам и скандала с эрдогановской охраной. И Россия, конечно, прекрасно это понимает, поэтому переводит разговор исключительно в деловое русло: помидоры, ракеты, атомная станция – платите деньги, дадим и построим, а помидоры продадим у себя. А вот если хотите поучаствовать в Сирии, то только вместе со сдерживающим иранским присутствием, намного, кстати, более оправданным и заслуженным, чем турецкое.
Эрдоган в панике — турецкий журналист обнародовал секретный документ>>
Что же касается карабахского урегулирования… Если через некоторое время Эрдогану опять засвербит встрять в конфликт, значит – либо объяснили недостаточно жестко, либо Эрдоган недостаточно полно осознал объяснения. Но будем надеяться, что ему по полочкам разложили доходчиво, и тема турецкого участия в разрешении проблемы Карабаха закрыта.