Иван Константинович Айвазовский — популярный российский живописец. Когда социологи ВЦИОМ провели опрос к его 200— летию, то выяснили, что работы великого мариниста являются самыми любимыми у россиян среди произведений русских художников. Айвазовский был обласкан и властью, и народом.
Он был богат, но не покупал себе яхты, а стал "гением места" Феодосии: пролоббировал, выражаясь современным языком, строительство железной дороги от Симферополя до Феодосии, проложил городской водопровод.В прошлом году Третьяковская галерея собрала масштабную выставку Айвазовского – и на нее выстроилась очередь, и живая, и электронная. И не все желающие смогли попасть.
А музей за несколько месяцев экспозиции заработал триста миллионов рублей. При этом к началу съемок фильма часть феодосийской галереи художника и его могила были в ужасном состоянии. И когда стали решать, кому их восстанавливать, выяснилось, что великий русский маринист – по происхождению армянин, и реконструкцию тоже предоставили делать армянам.
Корреспондент Sputnik поговорил о знаменитом художнике с автором документальной ленты Ашотом Джазояном и выяснил, как армянские меценаты спасли галерею и могилу Айвазовского.
— Ивана Константиновича знают все, а вот имя Ованеса Айвазяна вряд ли. Намеревались ли вы своим фильмом напомнить об армянском происхождении художника?
— Мы не педалируем в фильме тот факт, что Айвазовский — армянин, мне кажется, это неправильный подход. Прежде всего я хотел рассказать о том, что Айвазовский — уникальный "гений места". Он родился, творил и закончил свою жизнь в Феодосии. Мы в фильме дали возможность феодосийцам рассказать о нем.
А они до сих пор говорят: "У нас две достопримечательности — море и Айвазовский". Они действительно любят этого человека. Мы говорили об Айвазовском со смотрительницами музея, и у них на глаза наворачивались слезы, они говорят о художнике с придыханием. Эти люди действительно чтут память о нем, в этом нет никакого пафоса.
Конечно, мы рассказываем и о национальных корнях художника. Раньше армянских церквей в Феодосии было много, а сейчас осталась одна — как раз та, с которой связан Айвазовский. Его крестили, венчали и отпевали в одной из армянских церквей Феодосии, Сурб Саркис. В ее ограде и художник, и его жена Анна Бурназян похоронены.
Иван Константинович восстанавливал Сурб Саркис после пожара, по его эскизам расписывали своды купола. Художник создал для этой церкви несколько алтарных картин, сейчас они — в галерее Айвазовского.
В Швейцарии сняли с торгов украденную в России картину Айвазовского>>
Про имя. Имя художника, данное при крещении — Ованнес. В детстве его называли Овиком, когда его отправили в Академию художеств, он "превратился" в Ованеса, а присудили звание академика уже 27 — летнему Ивану Константиновичу. Он стал великим русским художником, оставаясь армянином.
— Как Айвазовского воспринимали современники и как к нему относятся сейчас?
— Он всегда был известен. Это один из немногих художников, который при жизни был обласкан и властью, и народом. У Айвазовского было 15 прижизненных персональных выставок по всему миру. При этом он всегда скромно отмечал: "Публика ко мне относится снисходительно".
Моряки, которых мы встречали во время съемок фильма, говорили: "Он наш, он моряк!". Черноморские адмиралы специально приходили в галерею Айвазовского отдать ему дань уважения перед тем, как отправиться на парад военно— морского флота.
Мы общались с директором, преподавателями и учениками художественного училища имени Айвазовского в Феодосии. Они сказали, что каждый второй житель города окончил это училище. Думаю, это рекорд для книги Гиннесса.
— Вы изучали биографию Ивана Константиновича. Какие факты его жизни стали для Вас неожиданными?
— Одна из героинь нашего фильма, директор галереи, сказала: "Айвазовский был добрым, но не добреньким". Все знали, что он дает бедным армянским невестам приданое. Но когда к нему приходила просить богатая семья, он отвечал: "Пойдите и заработайте сами".
Почему турецкий султан обратился к Айвазовскому?>>
Айвазовский был и влиятельным, и состоятельным человеком, в его феодосийском доме гостил весь российский бомонд, все вопросы Крыма решались там. Айвазовский, можно сказать, был негласным хозяином Крыма, но пользовался влиянием не в свою пользу, а на благо жителей родного города. Мне кажется, будет хорошо, если больше людей познакомятся с этой стороной его жизни.
— В вашем фильме есть фраза: "Иван Константинович, кормилец наш". Возможно, если оценить масштабы, Айвазовский сделал для Крыма больше, чем все последующие правительства. Сегодня наследием Айвазовского только "кормятся" или развивают его?
— До недавнего времени галерея Айвазовского находилась в собственности города. Стоимость двух картин Айвазовского выше всего бюджета Феодосии, поэтому денег на реконструкцию музея, конечно, не нашлось. Могила художника находится в ведении республиканского Комитета по охране культуры, но и оттуда помощь на восстановление не пришла.
Мне казалось, что к двухсотлетию художника стоило пригласить в Крым на пленэр лучших художников — маринистов со всей Европы, сделать галерею культурным центром Феодосии. Айвазовский — тот человек, который может "расширить границы" Крыма. К сожалению, этого не получилось.
Но во время съемок фильма мы договорились с директором галереи о том, что занятиях в музее для старших классов художественного училища. Мы и фильм сделали ради этого поколения, которое продолжает дело художника.
— Как сейчас живет армянская община в Крыму? Она участвовала в съемках фильма?
— Армянские меценаты спасли галерею и могилу Айвазовского. Когда мы вместе с заслуженным строителем Варткезом Арцруни впервые приехали в Феодосию, он увидел полуразрушенную могилу Айвазовского и взялся ее восстанавливать. Рабочие были армянами из разных мест России и Армении. Они стали частью нашего фильма – от начала до окончания реставрации.
Шкала Бофорта: сила ветра в картинах Айвазовского>>
Община помогала и в съемках фильма — нам предоставили транспорт. кормили. Мы сняли фильм при поддержке министерства культуры Армении. Оно выделило небольшие деньги — но выделило. Если бы не помощь армян, мы бы не "подняли" этот фильм.
— Вы уже сняли фильм о Лорис — Меликове, семье Орбели, а теперь и об Айвазовском. Продолжите ли Вы снимать фильмы про великих армян?
— Конечно, очень важно напомнить в Армении и России, что армяне — часть российской истории, а не просто "пришлый" народ. Но мне хочется снять фильм о жителях Крыма — татарах, украинцах, русских, армянах, греках, немцах. О тех людях, которые рады тому, что они там живут. Айвазовский меня подтолкнул к этому.