Лаура Саркисян, Sputnik Армения.
Реализация договора "О торговых коридорах", подписанного Россией и Грузией в 2011 году, но фактически оставшегося на бумаге, может избавить Армению от проблем, связанных с перевозкой товаров в Россию по Верхнему Ларсу.
Альтернативным путем для армянских грузов может стать транскавказская магистраль, считает научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.
16 ноября в Праге состоялась встреча спецпредставителя премьера Грузии по вопросам урегулирования отношений с Россией Зураб Абашидзе и замглавы МИД России Григория Карасина. Стороны вновь подняли вопрос реализации российско-грузинского соглашения, которое было подписано после того, как Тбилиси снял вето на вступление России в ВТО. Условием было то, чтобы через территории Абхазии и Цхинвальского региона (Южной Осетии), которые не контролируют власти Грузии, проходили торговые коридоры из России. При этом стороны обязались пригласить международных посредников для контроля потока грузов и их маркировки. В результате выбрали швейцарскую компанию SGS.
"Тот факт, что стороны вновь подняли этот вопрос – уже положительно. Однако не стоит ожидать каких-то прорывных решений. Эта тема перманентно поднимается на встрече в формате Карасин-Абашидзе", — сказал Меликян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
По его словам, есть много деталей, из-за которых стороны не могут найти точки соприкосновения. Для реализации договора необходима политическая воля Тбилиси и Москвы.
В Грузии должны объяснить своему населению, что реализация этого соглашения – не означает признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Россия, в свою очередь, должна добиться компромисса от Абхазии и Южной Осетии.
"Если стороны придут к компромиссу, и будет задействована дорога через Южную Осетию, то Транскавказская магистраль может стать альтернативой Верхнему Ларсу", — сказал Меликян.
Транскавказская магистраль больше подходит для транспортировки товаров, так как в отличие от Верхнего Ларса, пролегает через Рокский тоннель, а не по горным склонам, что делает этот путь наиболее подходящим для грузоперевозок.
Эксперт также уверен, что роль Армении в реализации этого проекта минимальна. Ереван – третья сторона, которая может только высказать свое пожелание Москве и Тбилиси.
Это мнение разделяет и бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе. Он уверен, что если за эти шесть лет вопрос не сдвинулся с мертвой точки, то не стоит ожидать каких-то изменений и в ближайшие годы.
"Я не вижу у нынешних властей Грузии соответствующей политической воли, которая необходима для реализации этого проекта. Абашидзе, как и Карасин, перманентно поднимая вопрос, подчеркивают, что с их сторон нет препятствий. Однако слова не переходят в действие", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Мамрадзе.
По его мнению, усложняет реализацию соглашения и обязательства Тбилиси перед Баку и Анкарой. Не секрет, что Грузия, особенно после запуска проекта "Баку-Тбилиси-Карс", вогнала себя в еще большую транспортную и энергетическую зависимость от турецко-азербайджанского тандема.
Он уверен, что очередное обсуждение соглашения о механизмах таможенного администрирования и мониторинга товаров в формате "Карасин-Абашидзе" не приведет к каким-либо подвижкам в этом вопросе.
Тбилиси назвал дату запуска армяно-грузинского проекта "Мост дружбы">>
Поиск альтернативы Верхнему Ларсу — вопрос стратегической важности для Еревана, так как львиная доля — более 80% — грузоперевозок в Армению осуществляется из Москвы. На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть альтернативных вариантов: воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, Верхний Ларс) и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию) пути.
Однако с экономической точки зрения наиболее приемлем для Армении маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по коридору через Южную Осетию. Он длиннее Ларса на 80 км, но осетинский маршрут предпочтительней по причине более комфортных климатических условий и рельефа.
Железнодорожная коммуникация нефункциональна: транспортировка из России в Армению поездом может занять до 40 дней. Паромная же переправа — удовольствие дорогое. Дорога через Дагестан (Авара-Кахетинская дорога — ред.) тоже плохая альтернатива, так как, во-первых, она небезопасна, а во-вторых, требует немалых вложений до начала эксплуатации.