Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Любые высказывания о региональной стабильности и безопасности на Южном Кавказе, звучавшие за прошедшие несколько лет на международной политической арене, практически у всех специалистов ассоциировались исключительно с карабахском кризисом и с процессом его урегулирования. Однако времена, кажется, меняются.
К нам едет Лавров
На самом деле после своеобразного месячника встреч и переговоров президентского уровня, прошедшего в южно-кавказском регионе после того, как процесс карабахского урегулирования был перезапущен во время женевской встречи Сержа Саргсяна с Ильхамом Алиевым, стало понятно, что следует ожидать серьезного развития событий по всему спектру вопросов, связанных с карабахским кризисом.
По большому счету так и случилось, и все события в сфере глобальной политики в регионе на протяжении последнего месяца прошли именно под знаком карабахской проблемы. Даже те встречи на президентском уровне, которые, казалось бы, с Карабахом никак связаны не были.
Более того, приезда Лаврова в регион следовало ожидать хотя бы исходя из логики развития событий. Ведь Россия за последний месяц достаточно жестко дала понять всем, что уступать кому бы то ни было свое влияние на карабахский переговорный процесс не намерена.
Наиболее ярко это проявилось в отношении России к Турции. Ведь президент Эрдоган заранее, за несколько дней до встречи с Путиным заявил, что чуть ли не потребует у российского лидера, чтобы тот по-быстрому решил вопрос Карабаха… А потом, вернувшись из Сочи, сказал, что Россия вроде и не прочь решить вопрос и на Армению может оказать давление, но не хочет.
Вкупе с тем, что руководитель внешнеполитического ведомства России в последнее время неоднократно повторял, что основной инструмент в карабахском переговорном процессе — Минская группа ОБСЕ, это свидетельствует о том, что дополнительных посредников Москва подпускать не намерена.
А если учесть, что отныне особых разногласий между Россией и Западом относительно карабахского кризиса нет (все посреднические стороны уверены, как минимум, в одном — что решать вопрос придется за переговорным столом, а не на поле боя), то можно сделать вывод, что Москва решила взять основную тяжесть урегулирования на себя.
Проблема стабильности в регионе отныне не только карабахской кризис
Другой вопрос, только ли из-за этого прилетает Лавров в регион? Если судить по высказыванию пресс-службы российского МИД, то и в Баку, и в Ереване Сергея Викторовича ждет насыщенная программа. Тут и 25-летие установления политических взаимоотношений между странами (Арменией и Азербайджаном), и 20-летие большого Договора о дружбе и сотрудничестве с Арменией, и выставка.
Однако в формулировках есть еще и обсуждение проблематики региональной безопасности. И только в том числе — перспективы карабахского урегулирования. Интересно, о чем еще, кроме Карабаха, могут говорить дипломатические стороны в свете региональной безопасности? Больше ничего не сказано, и приходится гадать.
То ли речь идет об опасности возникновения на турецких территориях, граничащих с Арменией, исламистских боевых формирований, поспешно эвакуирующихся с территории Сирии, где уже потерпели сокрушительное поражение. Причем в этом плане конкретно для Армении опасность может заключаться в том, что эти бандформирования могут объявиться в Нахичевани, границу с которым охраняют не российские пограничные войска, а армянские пограничники.
Без учета мнения народа Карабаха переговоры невозможны — глава НС Армении>>
То ли речь идет о тех азербайджанцах, воевавших в Ракке на стороне Исламского Государства (ИГ — организация, запрещенная в России и ряде стран), которые сейчас возвращаются на родину, в Азербайджан, и в итоге будут либо воду мутить в самой стране, либо могут появиться на линии соприкосновения между карабахскими и азербайджанскими войсками.
Во всяком случае даже после того, как Россия укрепила свои позиции в регионе Южного Кавказа настолько, что взяла в руки вожжи карабахского урегулирования, легче и стабильнее ситуация в регионе не стала.
И если с тем же Азербайджаном глава МИД России будет говорить не только о необходимости пресечения деятельности бандитского подполья, вероятность появления которого в стране весьма вероятна, то в Ереване разговор, видимо, пойдет насчет укрепления границ.
Ведь ни для кого не секрет, что проблема удравших с сирийского и иракского полей битв джихадистов обязательно скоро хоть где-нибудь да проявится. И будет ли это Афганистан, или Египет, или Африка, или Азербайджан — покажет время. И готовиться к любому событию нужно загодя.
Так что можно быть уверенным, что вместе с Карабахом и эта тема обязательно будет обсуждаться в переговорах по региональной безопасности.
А что касается карабахской темы, то альтернативы мирному процессу не существует с того самого момента, как Россия в очередной раз и, видимо, уже окончательно, запретила Эрдогану вмешиваться в процесс урегулирования, и он принял свое поражение.
Турции влезть в Карабах не удастся, или Какие грехи Эрдоган замаливал в Сочи>>