Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Курдский дамоклов меч висит над головой Турции
В Сочи сегодня может сложиться весьма интересная в геополитическом контексте ситуация.
В то время, как весь мир (во всяком случае, та часть цивилизованного мира, у которой есть свои интересы в Сирии) внимательно будет отслеживать, до чего договорятся в Сочи президенты России, Ирана и Турции по сирийскому кризису, турецкий лидер вновь, в очередной раз намерен ставить перед Путиным вопрос о Карабахе.
Нонсенс? Ну конечно, особенно если рассматривать вопрос с точки зрения сирийской проблематики. Ведь очевидно, что в связи с Сирией у самой Турции высвечиваются такие серьезные разногласия с теми же русскими и иранцами, что и говорить не приходится.
Связаны эти разногласия, конечно же, в первую очередь с курдским фактором, который дамокловым мечом нависает над территориальной целостностью Турции. Сирийских курдов необходимо пригласить в Сочи, на Конгресс сирийского национального диалога – это однозначно. Хотя бы для того, что обеспечить мероприятию такой уровень легитимности, перед которым, образно говоря, будут биты все карты западных противников Башара Асада.
Однако Анкара категорически против участия определенных курдских группировок, называет их террористическими организациями. Даже в какой-то момент, говорят, Эрдоган ставил условие, что Турция выйдет и из астанинского переговорного процесса, и перестанет обеспечивать перемирие в идлибской зоне деэскалации на западе Сирии.
Эрдоган "уцепился" за Карабах: что хочет турецкий лидер обсудить с Путиным и Роухани>>
Ну, до такого турки, понятное дело, не дойдут, особенно сейчас, когда Россия и Иран строят свою поведенческую парадигму на ближневосточной политической арене исключительно с позиций победителей. Однако с Эрдоганом в Сочи, конечно, придется долго и нудно переговариваться относительно наличия курдов на Конгрессе…
И для России, и для Ирана сейчас все решается не в Карабахе, а в Сирии
И в этой ситуации Эрдоган вдруг "закусил удила", и в день встречи в Сочи сделал объявление по Карабаху, называя конфликт национальным вопросом для Турции. Более того, он вспомнил предыдущую встречу с Путиным и заявил, что вновь поднимет этот вопрос.
Понятно, что Эрдоган пытается разыграть карабахскую карту в ответ на то, что придется пойти на уступки и терпеть курдов за переговорным столом в Астане и на Конгрессе в Сочи. Однако его карта изначально бита хотя бы потому, что для Путина и Роухани карабахская проблема сегодня — на втором плане. Они целиком заняты Ближним Востоком, поскольку и в Баку, и в Ереван Лавров доставил главный кремлевский мессидж – процесс предстоит долгий, но потерпеть и не начинать стрелять придется.
Можно себе представить состояние лидеров России и Ирана, когда Эрдоган заговорит об этом во время переговоров, которым предшествовала долгая и кропотливая работа Путина и Роухани конкретно по Сирии.
Сочинский "молчок" Эрдогана, или Крах турецкой "хотелки" по Карабаху>>
Ведь Роухани накануне встречался с президентом Франции Макроном, а Путин имел длительные телефонные переговоры с американским президентом Трампом, израильским премьером Нетаньяху и королем Саудовской Аравии Салманом Саудом.
Кроме того, вчера Путин встречал тут же, в сочинском Бочаровом Ручье, президента Сирии Башара Асада.
Все делается для того, чтобы перенести сирийскую проблематику на мирные политические переговорные рельсы – проблема сложнейшая, поскольку в Сирии живет множество наций, и к каждой из них нужен свой, особый подход…
Быть ли Турции в числе организаторов переговорного процесса по Карабаху?
И тут появляется Эрдоган с тем, о чем, кажется, все было сказано еще вчера, в Ереване. Сказано министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым с предельной четкостью.
Речь шла, напомню, о возможности увеличить количество сопредседателей по карабахскому урегулированию Минской группы ОБСЕ, на которой в какой-то момент настаивал Азербайджан.
Ну, изначально было понятно, что тема поднимается в расчете на то, что удастся протащить в группу организаторов переговорного процесса Турцию, которая в последнее время неоднократно изъявляла желание "взять на себя часть тяжести по карабахскому урегулированию".
Однако сколько раз об этом говорил Эрдоган перед встречей с Путиным, столько раз и отмалчивался потом, после встречи. В последний раз такое было недавно, когда в Баку турецкий лидер опять выступил по карабахскому урегулированию в том плане, что скоро встретится с Путиным и, поскольку тот, при желании, достаточно легко может решить вопрос, обязательно попросит заняться этим.
После встречи была полная тишина… Лишь спустя пару дней Эрдоган обмолвился, что тема Карабаха тоже была затронута. И все. А теперь, перед очередной встречей, опять говорит с той же позиции.
Лавров не разделяет чрезмерного оптимизма по карабахским переговорам>>
А ведь Лавров высказался более чем конкретно.
"Есть согласованный формат — три сопредседателя. Они не в вакууме существуют, они председательствуют совместно в Минской группе ОБСЕ, где все мало-мальски заинтересованные и могущие повлиять на этот процесс страны присутствуют… Я не слышал разговоров о том, что нужно расширять как-то этот формат. Мне кажется, что в такой ситуации, как и во многих других конфликтных ситуациях, предложения о чем-то новом могут быть осознанно или не осознанно использованы как спойлеры того, что делается уже в устоявшемся и доказавшем приемлемость для обеих сторон формате", — сказал он.
Обратите внимание на выражение о мало-мальски заинтересованных странах. Следует понимать так, что ярко выраженная однобокая заинтересованность Турции, стремящейся защитить исключительно интересы Азербайджана, ни для кого из сопредседателей секретом или откровением не является. Настолько, что о сопредседательстве этой страны даже речи идти не может. Кажется, этим было сказано все.