Гюлер при жизни стал классиком фоторепортажа и признанным мэтром портретного фотографического жанра – одного из самых трудных, несмотря на кажущуюся его простоту. Никаких постановочных картинок, особых изысков – просто гениальное умение увидеть нужный кадр в нужное время.
Это был район, который тогда назывался Пере, здесь жили христиане. Больше всего было греков, но и армян немало, жили мирно, по-соседски, все – трудолюбивые и, как правило, талантливые, каждый по-своему. Район был славен разнообразными мастерскими, интересными книжными и антикварными магазинами – самобытное, словом, было место.
В 1955 году, как всегда – вдруг и с тяжелыми последствиями – произошло обострение хронической турецкой болезни: в районе Пере произошли погромы. Громили и убивали в основном греков, но и армянам, разумеется, досталось тоже. Пострадали ли в этих погромах Гюлеры – неизвестно, сам маэстро нигде об этом не говорит, но то, что жизнь уже не могла войти в старую колею, стало очевидно.
В любом случае – надо полагать, что благодаря личностным качествам и интересам отца Ара – завсегдатаями внутриаптечных бесед были не только приболевшие соседи, но и люди творческие, самая качественная часть константинопольской богемы того времени.
Видимо, поэтому Ара в детстве знал ответ на вопрос о том, кем он будет, когда вырастет – актером театра. В школе без негоа не обходилась ни одна постановка, а еще он ходил на курсы драматического искусства, которые вел Мухсин Эртугрул, режиссер и актер, во многом определивший развитие театра в Турции и его современное состояние.
Чистый на руку армянин, или Как Баграмян сорвал план Гитлера>>
Параллельно с театром Ара увлекся кинематографом, что, впрочем, не помешало ему стать фотожурналистом, когда пришел момент выбора профессии. Ему было 22 года, когда он стал фотокором газеты Yeni Istanbul, одновременно штудируя премудрости экономической науки в университете. Чуть позже Гюлер переходит в другую, более популярную газету Hürriyet.
В 1958 году известное американское издание Time-Life открывает филиал в Турции, и Гюлер был их первым фотокором на Ближнем Востоке. Очень скоро его имя становится достаточно популярным и известным, чтобы сотрудничать и с другими знаменитыми изданиями – Paris Match, Stern, Sunday Times. В этот период Гюлер видит себя в качестве "визуального историка", утверждая, что без присутствия человека в кадре для него нет фотографии. А еще основными правилами Гюлера были правдивость и реалистичность: "Фотограф не может быть художником. Его дело – гоняться за правдой", – говорил он.
Начало 1960 годов отмечено знакомством со знаменитыми Марком Рибудом и Анри Картье-Брессоном – двое великих уговорили Гюлера работать на агентство Magnum Photos. Как результат, в 1961 году британский ежегодник Photography Yearbook уже называет Гюлера одним из лучших фотографов мира, и тогда же он оказывается единственным фотографом из Турции, попавшим в члены американского Общества фотожурналистов.
Ара Гюлер обожает снимать портреты до сих пор, а начало этому пристрастию было положено тогда же – свои портреты он называл "фотоинтервью". Замечательно емкое слово, точно описывающее неисчерпаемые возможности жанра, если исполнитель — Гюлер. Среди его героев Уинстон Черчилль, Индира Ганди, Альфред Хичкок, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Мерилин Монро, Мария Каллас.
Для Time, Life, Horizon, Newsweek Гюлер объездил полмира, через его объектив прошли Иран, Казахстан, Афганистан, Пакистан, Индия, Кения и совсем экзотическая Новая Гвинея. Армения и Турция, разумеется, в первую очередь.
Одно из изданий книги Орхана Памука "Стамбул: воспоминания и город" иллюстрировано фотографиями Гюлера, черно-белыми, но естественно и глубоко передающими настроение и суть, душу мегаполиса. Два мастера – прозы и фотографии – создали действительно шедевр, подобного которому нет в мире.
Армянский варпет, или Кто стал джинном из бутылки для Арно Бабаджаняна>>
Цикл фотографий, когда мастеру позировала Западная Армения, поражает воображение. Храмы Ани и других армянских городов величественны на них, и даже не сразу понимаешь всю плачевность состояния памятников, преданных забвению, а подчас и сознательному разрушению.
Количество авторских альбомов Ара Гюлера сравнимо с числом полученных им премий и наград – несть им числа. И как само собой разумеющееся признание – звание фотографа века в Турции и прижизненный музей собственных произведений, в три этажа, в Константинополе.
И все же память об отцовской аптеке не умерла, воплотившись в кафе "Ара", собственное кафе Гюлера, где можно отдохнуть от городской суеты и побеседовать с кем-нибудь – как тогда, много десятилетий тому назад. Расположено оно в том же бывшем Пере, теперь это один из главных городских проспектов, и в "Ара" практически всегда очереди, даже несмотря на то, что заведение безалкогольное. Хороший чай и отборный кофе, горячий шоколад и умиротворение – вот что ищут здесь люди. А если выпадет честь и возможность увидеть и поговорить с человеком с удивительно мудрыми глазами, то можно считать, что в вашей жизни случилось незабываемое.