Арам Гарегинян, Sputnik
Лекарством для армянских виноградников могут стать армянские же корни — дикие и культурные. Так считает патриарх армянского виноградарства, 94-летний ученый Дереник Сафарян – ведущий научный сотрудник Научного центра плодоводства, виноградарства и виноделия.
Лечить их нужно от филлоксеры — маленького вредителя с большими последствиями. Добираются они как угодно, даже на подошвах обуви. Единственный способ их выжить – "огнем и мечом": Вырубить и выжечь виноградник. Давайте скажем об этом крестьянам — и отойдем на безопасное расстояние.
"Блошиный рэкет" — 2 тысячи долларов
Араратская долина была одним из островков виноградарского мира, где не было филлоксеры. В Советской Армении понимали, как это важно. Кроме "огня и меча", сохраняли жесткий карантин. Грузовики с виноградом и саженцы из зараженных районов тщательно проверяли на блох-вредителей.
Новые рекорды винной индустрии Армении: как взлетели цены на сырье>>
Как в середине 2000-х годов в Армении появилась филлоксера, ответа у властей до сих пор нет. В те же годы миллиардер из Аргентины Эдуардо Эрнекян посадил запрещенные в Араратской долине филлоксероустойчивые сорта. Запрещенные потому, что раз устойчивые к заразе, значит, уже несут ее на себе.
Но "кто виноват" – еще полбеды (в конце концов, причины могут быть и другие). А вот "что делать"… Если мы хотим сохранить виноградники, нужно пересаживать их на филлоксероустойчивые корни (подвои). А по подсчетам специалистов, это может потребовать около миллиона драмов (более 2 тысяч долларов) на гектар.
Пока склоняются к самым распространенным в мире подвоям – американским сортам (чистым либо гибридным с европейскими). Так сделали и в Советской Армении в 20-е, когда с болезнью начали бороться на северо-востоке (нынешней Тавушской области).
Грузино-армянское "сопротивление"
Но с 60-х годов по-новому взглянули и на местные сорта. Живут же, оказывается, посреди заразы! Значит, можно использовать и их. Для селекции выбрали грузинский ркацители и несколько местных сортов – бердаки, джрали, лалвари. На их основе в 70-80-е проводили селекцию.
Армянское вино должно производиться из отечественных сортов винограда>>
В тех же краях, у границы с Азербайджаном, создали селекционную базу, которая в 90-е, при пограничных столкновениях, сгорела. Но работа не пропала: на полученные подвои (корни для посадки) прививали другие, более слабые к филлоксере сорта и спасали их от вымирания.
В Тавуше вопрос худо-бедно решен, а вот в Араратской долине такого опыта не было никогда. По программе ООН (ее отраслевой организации по сельскому хозяйству — FAO) в республике готовятся испытать зарубежные сорта подвоев, а заодно испытать местные, из Тавуша.
Винный "ренессанс" Армении, или Новый армянский тренд: вино на колесах>>
Но еще несколько лет придется выяснять, как они приживутся на новом месте. Ведь летом тут жарче, зимой холоднее, а круглый год – суше.
"Дикая" сила
А недавно Сафаян и его младшие коллеги начали изучать и дикий виноград. И опять по той же логике: выжил – значит годен. И еще как выжил!
"На северо-востоке, в зараженных регионах, мы находили лозы с толщиной ствола до 30 сантиметров. А значит, ей много больше ста лет", — рассказывает замдиректора Центра виноградарства и виноделия Гагик Мелян. Поэтому – чем толще, тем лучше.
"Толстые лозы сельчане спиливают на обогрев. Но 5, 10-сантиметровых много. А если поищем, то найдем и крупнее. В будущем году продолжим искать, а из найденных будем выводить подвои", — говорит Мелян.
Как и обещали – без политики
"Евро-американцев" хотят заменить местными подвоями отнюдь не из-за политики. А во многом потому, что в Старом свете виноград (причем и дикий, и культурные сорта) – одного вида (Vitis Vinifera), а в Америке – другого (Vitis Labrusca). Плохого в этом ничего нет – наоборот, именно гибриды с "американцами" в свое время спасли виноградники Европы и Азии. Но чем ближе генетика двух сортов (корня и привоя), тем лучше они срастутся, и тем больше урожая потом могут дать.
"Теоретически — да, но практически все надо проверять. Нужны годы селекции. Пока лоза не начнет плодоносить, ничего не скажешь наверняка", — подчеркивает Мелян.
Более того, изучить на прочность можно сорта даже Араратской долины. Хотя опыта борьбы с филлоксерой у них нет, но Петр Кискин, один из известнейших советских агрономов-виноградарей, указывал на природную устойчивость к филлоксере у сортов с Южного Кавказа.
Армянское вино в бутылках из-под колы: что "убило" в Армении британского алко-гуру>>
Поэтому в перспективе изучат "тайную силу" и этих, казалось бы, "сладких слабых" сортов. А пока ученые продолжат уже начатую работу с "выжившими" – сортами из Тавуша и их родичами – дикими лозами.