ЕРЕВАН, 27 ноя — Sputnik. У многих армян диаспоры — две родины. У Жоржа Нурижана (Джорджо Нуриджани) их было три. Одна из них — Болгария. Имя замечательного поэта и критика незаслуженно забыто, пишет болгарская газета "Труд" в статье, приуроченной к 125-летию поэта.
Армянский самородок — Болгарии сын, или Чем удивляет Зограб Чаликян>>
По матери он итальянец, а отец его — потомок последнего царя армянской Киликии Левона VI, из армянской ветви древнего французского рода Лузиньянов. А один из армянских католических патриархов Константинополя приходился ему дядей по отцу. Армянские источники об этом почти не говорят, а выяснил это болгарский биограф Нурижана Пламен Бараков.
"Когда в Рим приехала делегация премьер-министра Болгарии Стефана Стамболова, с ней встречался и Нурижан-отец. Он был так впечатлен встречей, что решил переехать и жить у нас", — пишет издание.
С женой Электрой и сыном Джорджом он переехал из Ливорно в Стару Загору, где стал врачом.
Окончив школу, Жорж возвращается в Рим изучать право, Но Болгария, как магнит, тянет его обратно. 10 лет он был секретарем итальянского посольства в Болгарии, советником папского нунция (посланника) Анджело Ронкалли — будущего папы Иоанна XXIII", — пишет газета.
С установлением социалистических порядков и национализацией, он уезжает в Рим, где и проводит остаток жизни.
Страну детства Нурижан считал своей настолько, что полностью по-болгарски думал по вопросу Македонии (которую многие в Болгарии считают своей). Об этом он написал несколько книг до и после войны — на болгарском, итальянском и английском.
Балабанов пишет Нурижану: "И в любви, и в искусстве ничто не может постоянно идти по "хатър". Тот, кто и здесь рассчитывает только на прихоть, тот — мертвый чувством. Такое — не любовь, на это жалко смотреть. И такой — не поэт, а писака".