Визит владельца компании SpaceX, миллиардера Илона Маска в Турцию, его встреча с президентом этой страны Эрдоганом и договоренности о сотрудничестве в космической сфере, достигнутые в результате их общения, создали уникальную ситуацию на международной арене.
Видимо как-то внезапно, одновременно и в Киеве, и в Баку стало обидно, с чего это вдруг Турция, которая не выделяется какими-либо научными прорывами и успехами, вдруг получила право считать себя космической державой? И с чего это ни Украина, ни Азербайджан не могут себе этого позволить?
Тут же президент Украины Порошенко вдруг начал на полном серьезе рассказывать о том, какая крутая в стране космическая отрасль, каких космических успехов добились украинцы за тот период, когда главное кресло страны занимает он, Петр Алексеевич. Причем настолько сказочно это все выглядело, что в первую очередь не поверили своему национальному лидеру сами украинцы.
Эрдоган "закусил карабахские удила" — согласятся ли Москва и Тегеран>>
На самом деле найти оправдание подобному поведению Анкары можно. Она, в отличие от своих союзников, с которыми при любой удобной ситуации раскланивается на политических подмостках, еще и деньги имеет. Столько, что может заключать договоры даже с самим Илоном Маском и запускать свои спутники при помощи ракеты-носителя Falkon 9.
В отличие даже от Азербайджана, единственный финансовый доход в бюджет которого — это деньги с продажи нефти и газа. И у которого, хвалящейся своим экспортом в Европу, больше 60 процентов этого объема — нефть и газ. И уж тем более в отличие от Украины, о стагнирующей экономике которой даже говорить сегодня считается дурным тоном. Как принято в народе — о покойнике либо хорошо, либо ничего…
На самом деле Эрдоган о том, насколько далеко продвинулась его страна на пути к тому, чтобы стать космической сверхдержавой, не говорил. Этой чести удостоен министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан.
Для действующего президента подобные идеи слишком мелки — у него цели пошире. Восстановление Османской империи, например, а вовсе не планы запуска спутника серии Türksat на орбиту посредством нового ракетоносителя Falcon 9 разработки компании SpaceX.
А вот для Киева и Баку возможность посылать на орбиту свои спутники (Азербайджан, Azersky) или, при использовании своих двигателей, для своих же ракетоносителей (Украина, "Зенит" производства "Южмаша") имеет принципиальное, я бы сказал даже, идеологически важное значение.
Турки полюбили армян, евреи оказались в немилости Эрдогана — кого ненавидят в Турции?>>
И совершенно никого не должно волновать, что Reuters, например, выискивая следы того, кто продал южмашовские технологии северным корейцам, обнаружил, что забор красы и гордости нескольких поколений ракетного завода "Южмаш" зарос бурьяном, и что работает лишь одна камера наблюдения, у главного входа. А работники завода отрабатывают однодневную рабочую неделю и получают зарплату в 160 долларов в месяц.
Для Порошенко важно то, что есть в истории Украины звездный час, когда в 1997 году на борту американской "Колумбии" космос посетил космонавт с украинской фамилией, и что вскорости, кажется, украинцы совместно с канадцами будут строить стартовую площадку (на территории Канады).
А самое главное — рассказывая о 30 спутниках, произведенных на Украине, не сболтнуть бы, что все они — разработки бывших советских предприятий космической отрасли, от которых на территории страны сегодня мало что осталось….
Однако сейчас, кажется, нужда в подобных критериях появилась, поскольку страны, способные буквально по сусекам набрать необходимую сумму и запустить при помощи того же SpaceX какой-нибудь спутник для связи (будь она, связь, хоть космическая, хоть сотовая) сразу же надевают на себя тогу космического первооткрывателя и требуют к себе соответствующего внимания. Или же и вовсе вешают лапшу на уши собственному народу, показывая, каких высот удалось достичь — аж спутник запустили…