Собственно говоря, простого ереванца в этом плане больше всего интересуют две вещи: когда он сможет доезжать из пункта А в пункт В в человеческих условиях и за какие деньги он сможет это сделать. На каждый из этих вопросов даются противоречивые ответы.
То есть круг участников и непосредственных исполнителей еще даже до конца не очерчен. А вице-мэр армянской столицы Ваге Никоян на прошлой неделе заявлял в СМИ, что пакет маршрутной сети Еревана будет готов к концу года и начнет претворяться в жизнь с конца следующего года. Ладно, одно дело – единая транспортная система страны, другое – столичная маршрутная сеть, не будем все валить в кучу.
Но есть ощущение, что не только в масштабах страны, но и в пределах города в 2018 году ничего не изменится. Фирмы придут и потом канут в неизвестность, а разговоры уже пойдут о годе 2019 от рождества Христова. И так далее.
Помнится, год назад нам обещали, что к концу этого, то есть сегодня, "Газелей", перевозящих пассажиров, в Ереване не будет. Они есть, и число их уменьшаться не собирается.
Оно и понятно, это ведь сказать легко – отменим, мол, маршрутки. А, кроме того, что заменить их нечем, тут ведь сталкиваешься с проблемой массовых увольнений – тысячи водителей станут безработными. Допустим, пара сотен из них пересядет на обещанные новые автобусы (которых, вроде бы, нет). А остальные?
Хорошо, возможно, решение этого вопроса тоже заложено в таинственной программе, которая должна быть реализована к концу каждого текущего года, но с удручающим постоянством откладывается на следующий. А как насчет тарифов пассажирского транспорта?
Здесь все еще больше запутано. Возьмем только последние месяц-полтора. В 20-х числах октября глава Союза пассажироперевозок Грант Егиазарян говорил журналистам, что повышение тарифов на транспорт в Ереване возможно и вполне обоснованно.
Буквально через десять дней заместитель председателя комитета государственных доходов Вахтанг Мирумян заявил, что общественный транспорт в 2018 году не подорожает, даже если возрастет цена на газ.
А сегодня вице-мэр Еревана Ваге Никоян не исключает, что тариф на проезд в транспорте будет повышен. И список этих противоречий можно продолжить.
Справедливости ради надо признать, что тарифы повышать нужно. Но лишь после того, как произойдут действительно ощутимые положительные изменения в сфере пассажирского транспорта в Ереване. Когда ереванцы смогут ездить, не ощущая себя униженными – вот тогда об этом можно начать заговаривать.
Потому что сегодня в человеческих условиях можно ездить только в метро, но на нем в нашем городе мало куда доедешь. И нынешние 100 драмов можно считать даже чрезмерной платой за сомнительное удовольствие прокатиться в ереванской чудовищной маршрутке, тесном автобусе или редком, как мамонт, троллейбусе.
Наверное, честно будет повысить плату не сразу. Если вдруг, каким-то чудом, и впрямь произойдет революция в пассажирских перевозках в Ереване – возможно, нужно дать людям время привыкнуть, поверить в то, что это реальность, а не какой-нибудь пилотный проект, который продемонстрируют сегодня и отменят завтра.
Пусть ереванцы попривыкнут, подберут себе оптимальные маршруты – по длительности, по конфигурации, по цене… Потом, понемногу – чтобы не сразу втрое – можно и поднять тарифы. Если человек будет доезжать быстро и удобно – он согласится с определенным удорожанием. Пусть нехотя, но согласится.
И еще одно робкое пожелание – займитесь, наконец, господа мэры и министры, метрополитеном, увеличением числа станций. Всего одна-две новые станции решат очень много проблем, вырастет пассажиропоток подземки.
Плюсы от этого сплошные, да вот надежда – из разряда несбыточных.