Это хотелось сделать, наверное, многим американским президентам, но до Трампа не рискнул ни один. Что именно послужило причиной трамповской смелости, можно лишь гадать – скорее всего, тут сыграл роль немаленький букет факторов.
"Многие президенты говорили, что они хотят сделать что-то, и они ничего не сделали. Не знаю, дело в мужестве или они меняли свое мнение. Но многие говорили, что нам нужно что-то предпринять, и не делали этого", — так сказал Трамп на совещании в Белом Доме. И, видимо, предпринял.
Что именно произошло – мы узнаем нескоро, если узнаем вообще. Очевидно одно: мир за секунду оказался перед опасностью невиданного по масштабам и совершенно непредсказуемого по последствиям кризиса. Опасно, когда неконтролируемые телодвижения делает ядерный лидер Северной Кореи, и на десять порядков опаснее, когда это себе позволяет президент США.
И союзники США, и противники, не говоря уже об Иране и арабском мире, встревожены чрезвычайно. Даже Тегеран и Анкара, традиционно находящиеся в остром соперничестве по множеству позиций, сейчас демонстрируют небывалое единение. Арабские страны уже всерьез обсуждают возможность отзыва своих инвестиций в США – они выражаются умопомрачительной цифрой, и это может оказаться мощным рычагом давления.
Наверное, сейчас, когда Ближний Восток вновь полыхает, когда ситуация в Сирии и Ираке далека от мирного разрешения и есть еще масса других дестабилизирующих факторов – трудно было найти более неподходящий момент для такого решения. Уж не берусь судить, что здесь явилось катализатором – потеря Штатами влияния в Сирии, или что-то еще…
Собственно, всегда было очевидно, что ни при каком президенте Соединенные Штаты не позволят очагам напряженности на Ближнем Востоке затухнуть. То тут начнется, то там, то какое-то государство исламское, с прекрасной организацией, финансируемое неоскудевающей рукой дающего, объявится, то еще что-то.
Трамп скрывает свое бессилие, пытаясь душить русскую трубу>>
Есть слабая надежда, что это заявление – проявление личной инициативы Трампа, и что эту позицию, скажем, не разделяет Госдеп. Но даже если пофантазировать и представить, что Госдеп отговорит Трампа от затеи, а может даже поставит президента в угол – слово-то уже сказано, намерение выражено.
И даже если США откажутся от этой гениальной идеи, то, как минимум, резкий рост террористической активности в мире на неопределенное время обеспечен. Волнения в арабских странах тоже неизбежны, как и мутная вода, волнениями этими поднятая. А любители рыбалки в ней уже наготове.
Когда-то, совсем еще недавно, США пытались подвести свое вмешательство в дела той или иной страны или региона хоть под какие-то правила игры в международных отношениях. Потом они перестали это делать, своими – а чаще чужими – руками начиная войны то тут, то там.
Теперь, похоже, начинается этап откровенных провокаций, чтобы все пошли против всех. Даже не знаешь, как это назвать – эту игру с огнем в регионе, где есть атомная держава, член НАТО и мощнейший Иран, которого, кстати, обвиняют в разработке ядерного оружия.
И вон оттуда, издалека, еще Пхеньян заявляет, что вооруженный конфликт неизбежен. А на носу Олимпийские игры в Южной Корее.
А президент Соединенных Штатов решил восстанавливать "историческую справедливость", видимо. Нашел самое подходящее время и место.