Получается так, что даже во взаимоотношениях России и Соединенных Штатов тема урегулирования карабахского конфликта хоть подспудно, хоть немножко, но фигурирует. Во всяком случае, в Вене, на саммите министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, о карабахском урегулировании говорили и Лавров, и Тиллерсон.
Разговор шел, конечно, не в том ключе, как, скажем, разговаривали руководители внешнеполитических ведомств России и Америки о конфликте на востоке Украины. Тиллерсон и вовсе заявил, что именно события на Донбассе и Крым являются главным препятствием к улучшению взаимоотношений между Вашингтоном и Москвой.
В этом контексте, если смотреть на складывающуюся ситуацию, то к карабахским событиям подход министров совершенно другой. Более, скажем так, сдержанный.
Во всяком случае и Лавров, и Тиллерсон говорили о положительной тенденции, которая наблюдается в переговорном процессе в том плане, что Минская группа ОБСЕ со своей задачей справляется.
Правда, поиск тех самых "взаимоприемлемых развязок", о котором говорил в своем выступлении Лавров, пока еще не дает каких-то реальных результатов. Однако сам процесс, в понимании представителей стран, которые делегировали представителей в группу сопредседателей Минской группы, уже многого стоит.
Карабах в тумане: о чем Налбандян говорил за плотно закрытыми дверями в Вене>>
И это "многое" — не только результат работы самой Минской группы по карабахскому урегулированию. Это еще и заслуга руководителей конфликтующих сторон – президентов Армении и Азербайджана Саргсяна и Алиева – которые, в итоге, взяли на себя обязательства по активизации переговорного процесса и снижения напряженности на линии соприкосновения.
Правда, не удержался Тиллерсон также и от соблазна намекнуть на параллельность (для американцев) проблем, связанных с долговременными конфликтами в Грузии и Молдове, с карабахской тематикой.
Что, между нами говоря, находится совершенно вне рамок логики протекающих региональных процессов. Однако такова уж изначально доля американцев, привыкших подходить ко всему со своей меркой. Рассматривать все со своей, как говорится, колокольни.
И разбираться с каждым региональным конфликтом с дотошностью не стремятся. Им с той стороны Атлантического океана разбираться в деталях вовсе и не хочется, да и не обязательно.
Тогда как российские дипломаты высокого ранга, занимающиеся карабахской проблематикой, всегда более щепетильны. Лавров в этом плане каждую формулировку и каждое выражение просчитывает дотошно, до мелочей, прежде чем высказывается на публике.
Россия будет помогать в поисках "развязок" по Карабаху — Лавров>>
Как бы то ни было, факт остается фактом – И Лавров, и Тиллерсон высказались относительно сегодняшнего состояния переговорного процесса с осторожным оптимизмом, поскольку результаты работы Минской группы сопредседателей налицо.
И обязательства, взятые на себя президентами Армении и Азербайджана (о них говорил Тиллерсон), позволяют надеяться хотя бы на то, что резкого отхода от уже достигнутых договоренностей не позволит себе ни одна, ни другая сторона.