Лев Рыжков, Sputnik
Корреспондент Sputnik Лев Рыжков и старший научный сотрудник Государственного Музея Востока Светлана Хромченко познакомят вас с пятью шедеврами, которые каждый должен увидеть, прежде чем составить полное впечатление о развитии армянской живописи.
1. Геворк Башинджагян "Батуми в лунную ночь"
Геворк Башинджагян (1857 – 1925) был серебряным медалистом Академии художеств, путешествовал по Европе ради изучения шедевров мирового искусства. Но настоящим кумиром для художника был Архип Куинджи, одна из картин которого, "Лунная ночь на Днепре", стала в 80-ые годы XIX века настоящей сенсацией. Для того, чтобы посмотреть на эту картину, люди стояли в очередях, а потом, как вспоминают современники, занимали очередь еще раз.
Картина армянского художника ушла с молотка за рекордную сумму>>
В чем же секрет? В том, что луна и ее отражение в реке на полотне Куинджи по-настоящему светятся. Но как Куинжи это сделал? Секрет до сих пор не раскрыт. Разгадать его стремился в своих ночных пейзажах и Башинджагян. Луна на картине "Батуми в летнюю ночь" тоже сияет мягким, фосфоресцирующим светом.
"У нас выставлена еще одна работа Геворка Башинджагяна, — говорит старший научный сотрудник музея Светлана Хромченко. – Это — замечательный "Севанский пейзаж", воплощение безмятежного лучезарного утра. Эффект прозрачного воздуха, воды, солнечного света – вот, что было интересно Башинджагяну. В его работах Кавказ предстает романтическим, как в поэзии Лермонтова".
2. Акоп Овнатанян "Портрет Караджана"
Акоп Овнатанян (1806-1881), как и Геворк Башинджагян, жил в Тифлисе, который в начале XX века был кавказским Парижем. Он произвел настоящий переворот, став первым армянским художником, который писал не на религиозные, а на светские темы.
Овнатанян славился на весь Тифлис. Из-под его кисти вышло множество портретов обычных горожан – не аристократии, а "третьего сословия". Но вскоре у него появился страшный конкурент – фотография. Эта новинка вытеснила портретиста с рынка, и художник вынужден был на склоне лет переехать в Иран.
"Все портреты Овнатаняна небольшие по размеру – камерные, — говорит Светлана Хромченко. – Он писал торговцев, ремесленников, гимназистов. И хотя композиционно его портреты практически одинаковы — фигуры расположены в трехчетвертном развороте, темный костюм, рука на узорном поясе, — но все это – яркие люди с чувством собственного достоинства, с характером. Возможно художник иногда льстил своим моделям. Но портреты невероятно интересно рассматривать, любоваться деталями, погружаться в то время".
3. Мартирос Сарьян "Автопортрет с маской"
Мартирос Сарьян (1880-1972) – величайший живописец Армении. "Автопортрет с маской" написан в 1933 году. После того, как в 1911 году Сарьян посетил Египет и привез оттуда несколько древних масок, он написал с ними ряд натюрмортов, а потом и автопортрет.
"Перед нами сопоставление двух лиц – живого человеческого и маски, которая пристально глядит на нас, в наше время, из невероятной глубины веков, — говорит Светлана Хромченко. – И глядит, между прочим, очень живым взглядом! А рядом мы видим Сарьяна, прищурившегося и напряженно вглядывающегося куда-то вдаль, в будущее. Словно пытающегося понять, что ждет нас всех. Здесь соприкасаются вечность и время, человек и искусство, прошлое и будущее".
4. Акоп Акопян "Ленинакан. Улица"
Акоп Акопян (1923-2013) родился в Египте, получил европейское образование и вернулся на свою историческую родину. Перед нами – улочка в Ленинакане (ныне Гюмри). Пейзаж абсолютно безлюдный, полный скрытого драматизма, выразительных пластических метафор. Созданный в 1965 году, он имеет также историческое значение – сейчас этой улочки в том виде, в котором ее писал Акопян, не существует. Она была разрушена катастрофическим землетрясением 1988 года.
"Акопян – художник совершенно другой, не сарьяновской, традиции, – говорит Светлана Хромченко. – Эта традиция очень сдержанной, монохромной живописи, но месте с тем и очень поэтичной. Такие, казалось бы, рационально построенные пейзажи, но внутри – столько любви и теплоты, ощущения хрупкости мира и его неброской красоты".
5. Мартин Петросян "Арарат"
Традицию монохромной живописи продолжил Мартин Петросян (родился в 1936 г.) – художник поистине эпического масштаба. Петросян иллюстрировал армянские басни, писал натюрморты, портреты. "Арарат" — одна из главных картин живописца.
"Мы привыкли к красочным изображениям Арарата, — говорит Светлана Хромченко. — А у Петросяна он сдержанный, почти монохромный, построенный на тончайших оттенках глухого серо-зеленого, серо-коричневого. Это не натурный пейзаж, но он великолепно передает ощущение гармонии и величия армянского горного ландшафта, который венчает Арарат.