А за кулисами разгорались еще более бурные страсти. В определенный момент турецкий президент в своем выступлении зарвался настолько, что начал говорить об отсутствии у США морального права выступать в качестве посредника в палестино-иранском мирном процессе.
На итоговой пресс-конференции саммита Организации исламского сотрудничества в Стамбуле президент Турции Реджеб Тайип Эрдоган заявил следующее: /цитата/ "США уже не могут выступать в качестве посредника между Израилем и Государством Палестина. Этот вопрос уже закрыт. Нам также необходимо обсудить, кто теперь станет посредником в этом вопросе.
Сложившаяся ситуация должна быть оценена ООН, а новый посредник должен быть беспристрастным" /конец цитаты/.
Это еще один конфуз, который случился с Эрдоганом во время его зажигательной речи. Мировому сообществу сказанное турецким лидером еще только предстоит обсудить и прокомментировать. Причем, как это ни странно, речь идет о факторе, изначально никакого отношения к Иерусалимской проблематике не имеющего.
Речь идет о карабахском урегулировании, в который вот уже сколько времени старается "вписаться", буквально втиснуться сам Эрдоган.
Мы великолепно помним, как активно лоббировал идею вмешательства Эрдогана в посреднические процессы по Карабаху Азербайджан. Как сам президент Турции многократно заявлял о своей однозначной поддержке своего "младшего брата" в карабахском конфликте.
И несмотря на то, что каждый раз получал от ворот поворот, Эрдоган продолжал настырно добиваться хоть какого-нибудь своего участия в переговорном процессе. Хоть и объясняли ему, что к посредничеству ему уж точно не подпустят хотя бы потому, что у Турции — пристрастная, односторонняя позиция, защищающая интересы одной из сторон конфликта, Азербайджана.
Кстати, сам Азербайджан также отметился на саммите весьма оригинальным заявлением. Страна, делающая все возможное, чтобы наладить хорошие отношения с Соединенными Штатами, страна, закупающая высокотехнологичного вооружения у Израиля на десятки миллиардов долларов, ни американцев, ни израильтян в вопросе Иерусалима не поддержала.
Наоборот, даже постаравшись выступить максимально сдержанно, президент Азербайджана все равно высказался в поддержку турецкого лидера. Вот уж действительно кровь не водица, а лозунг "два государства — одна нация" в отношениях Турции и Азербайджана никто не отменял.