Павел Верещагин — персонаж не менее культовый, чем картина, его создавшая. На всем постсоветском пространстве сложно представить кого-то старше 30, кто при первых же нотах знаменитой композиции "Ваше благородие" не представлял бы Пашу с его фирменными усами… Будучи наполовину армянином, наполовину — казаком, жизнь самого актера — Павла Луспекаева, воплотившего Верещагина, была не менее яркой…
Впрочем, благодаря Луспекаеву, в картину попало множество сцен, полностью построенных на импровизации. Сценарий фильма расширялся параллельно со съемками. Так, в нем не было эпизода на баркасе, в котором Аристарх, промахнувшись, выстрелом рассекает бровь Верещагина. Просто Луспекаев явился на съемочную площадку с ножевой раной на лице — он получил ее в потасовке с местными жителями в ближайшей пивнушке. Рану же никак не удалось загримировать, пришлось использовать на съемках.
"Тебе, настоящему": в Украине запретили фильм из-за участия Харатьяна >>
Люди, которые знали актера лично, подобным его выходкам нисколько не удивлялись, поскольку понимали: не только отдельные эпизоды постановок, но вся жизнь его была большой импровизацией.
Гремучая смесь кровей
Большой, громкий, неистовый… Смесь армянской и казацкой крови наделила Павла Луспекаева мощным темпераментом, незаурядной волей и энергией, справляться с которыми ему самому не всегда удавалось. Его постоянно бросало из одной крайности в другую: безудержная злоба вдруг резко сменялась искренними слезами раскаяния. Широко известна история, связанная с его близким другом — Олегом Басилашвили. Актер как-то уговаривал Пашу бросить пить. Луспекаев обещал завязать, но не прошло и нескольких часов, как Басилашвили столкнулся с сильно напившимся другом в ресторане. Укоры Олега Валерьяновича привели к страшной ссоре, дошло до того, что Луспекаев запустил в друга невесть откуда взявшимся ножом. Благо, не попал — нож вонзился в стену.
Отец актера Багдасар Гукасович Луспекян был родом из нахичеванских армян, мать же — Серафима Авраамовна Ковалева — донская казачка. Сам Павел родился в 1927 году в селе Большие Салы Ростовской области.
Павлу было шестнадцать, когда в 1943 году он ушел добровольцем на фронт. Судьба завела его в ряды партизан, с которыми будущий актер неоднократно участвовал в боевых действиях. Получив во время одной из вылазок пулю, Павел попал на больничную койку: локтевой сустав был раздроблен. Пока бессознательного Пашу начали готовить к ампутации руки, Луспекаев каким-то чудом пришел в себя и запретил хирургу оперировать.
Тем не менее, к 30 годам все равно пришлось ампутировать конечности. В годы войны в одной из партизанских вылазок Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, он сильно обморозил ноги. Это привело к серьезным проблемам с кровообращением уже в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног. Болезнь обострилась, в результате чего актер лишился обеих ступней.
Нечеловеческим усилием воли ему удалось преодолеть не только отчаяние, но и наркозависимость — для облегчения невыносимых болей Луспекаеву выписывали сильнодействующий наркотик.
Роль жизни
Многочисленные театральные роли, сыгранные Павлом Луспекаевым на сценах Ленинграда, Тбилиси, Киева сделала его известным в театральных кругах. После визита в Ленинград знаменитый британский актер, режиссер и продюсер Лоуренс Оливье сказал о Луспекаеве следующее: "В России есть один актер — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно".
В июле 1968 года ему предложили роль Верещагина, а в августе в Дагестане, на пустынном побережье Каспия начались съемки…
По рассказам, после премьеры "Белого солнца пустыни" в марте 1970 года Павел не шел, а летел. "Узнают! Все узнают!", — говорил он актеру Михаилу Козакову. "Теперь тебя уже никогда не забудут, — отвечал Козаков, — Журналисты станут брать у тебя интервью, фотографы замучают вспышками. Привыкай". "Да, буду привыкать", — обещал Павел. Жить ему оставалось всего один месяц.
Армянская анимация шагнула вперед: робот "Оболот" покоряет сети >>
После выхода картины на Луспекаева обрушилась всесоюзная слава. Это был настоящий триумф, его узнавали на улице, о его игре и актерском таланте писали журналы и газеты. Мартовский номер издания "Советский экран" писал: "Играет Верещагина… актер редкой и сильной индивидуальности… Луспекаев сумел показать его трогательное простосердечие, наивность, незащищенность".
Актеру поступило множество предложений о сотрудничестве. В апреле 1970 года он уехал в Москву на съемки фильма "Вся королевская рать". Михаил Козаков позже вспоминал, как Луспекаев позвонил ему из своего номера в гостинице "Минск": "Вот сижу тут в номере модерн. Как ни повернусь, все обо что-нибудь задеваю. Мне в "Пекине" больше нравилось, просторней…".
— Паша, ты где вчера был? Я тебе целый день звонил.
— А, приятелей из Еревана встретил. Потом расскажу. Скучно в номере сидеть!.. Жаль, ты занят. У тебя какая сцена? Ну ладно, а завтра мой черед.
Через два часа на съемочную площадку поступила весть о том, что Луспекаев умер от разрыва сердечной аорты, так и не успев воспользоваться многочисленными предложениями, поступившими от кинопродюсеров.
За роль Верещагина петербургские таможенники назвали актера главнейшим таможенником России. На его могиле в северной столице они поставили памятник с надписью: "С поклоном от таможенников Северо-Запада".