ЕРЕВАН, 18 дек — Sputnik. Зарубежные партнеры не против повышения долга Армении — но в управляемых пределах. Об этом заявил корреспонденту Sputnik Армения замминистра финансов республики Армен Айрапетян, комментируя последнюю оценку Армении от рейтингового агентства Fitch.
Иными словами, международные партнеры начинают верить макроэкономической политике правительства Карена Карапетяна, планам оживить экономику и рассчитаться с долгами.
Серьезно этому помог рост экспорта (за первые 10 месяцев года – почти на 20%). Во многом – за счет российского рынка, который стал потреблять больше армянских фруктов, коньяка, рыбы, а с недавних пор – и одежды. А рынок строительства и услуг восстанавливает занятость для трудовых мигрантов. В итоге, впервые с 2014 года, они прислали домой в Армению больше денег – на 15%.
Биржевики променяли Стамбул на Еревaн: в Баку "рады", иранцы заинтригованы>>
Агентство снизило и оценку госдолга Армении на 2017 год – с 58,6% до 57,5% ВВП. А после пика в 2018 года (58,1%) долг будет постепенно снижаться.
При этом Fitch полностью доверяет установке Минфина Армении – не экономить на капитальных затратах. То есть даже при высоком долге не оставлять недостроенными дороги и лини электропередач. Они в будущем помогут предприятиям и экономическому росту.
"Оценки Fitch чуть расходятся с нашими в цифрах, но концептуально практически одинаковы", — подчеркнул замминистра.
А вот текущие расходы (в том числе зарплаты и пенсии) нужно будет сдержать. Условно говоря, если экономика растет на 2%, пенсии можно будет повышать не более чем на 1%. Иными словами, рост ВВП нельзя растрачивать полностью и сразу. Часть нужно оставлять "на потом". Такие "смирительные рубашки" вступят в силу, если долг правительства превысит 50% ВВП (как сейчас). При "60+%" ограничения станут еще строже.
Точные коэффициенты здесь определит правительство. Дело для экономики новое, поэтому, устанавливая эти ограничения, Минфин будет внимательно прислушиваться к тому, как на них реагирует экономика. То есть и те, кто ездит по новым дорогам, и те, у кого не растут пенсии.