Арман Ванескегян, Sputnik.
Рефлексы у "праворульных японцев" совсем другие, и это создает проблемы на дорогах
Даже не совсем опытный водитель, только-только усвоивший дорожные правила, азы вождения и сравнительно недавно получивший права, уже может даже издали, приглянувшись к автомобилю на улице, определить, правый или левый руль у "соседа" по перекрестку.
Война с рулем в Армении: чем праворукие авто так пугают чиновников?>>
Рефлексивность сидящего за рулем "праворульника" совсем иная: и полосу свою на трассе ли, на городских ли переулках он "держит" иначе. И обгоняет очень близко, порой доводя соседа по дороге до предынфарктного состояния. И паркуется вопреки общепринятой логике. Это факт, как бы ни спорили любители и владельцы "японцев", завезенных из-за океана.
Однако в нашей стране все равно автомобили с правым рулем давно уже пользуются большой популярностью. Потому что в подавляющем большинстве они – именно японского производства. То есть неприхотливые, очень удобные, долговечные. И, что, пожалуй, самое важное, стоят на порядок дешевле.
Словом, "японцы", собранные в Стране Восходящего Солнца, по всем своим параметрам предпочтительнее, чем "коллеги" из любых других стран, будь то Германия, Америка, Англия или Испания.
Если бы еще и не проблема с правым рулем, из-за которого, кажется, скоро очень выгодным и удобным автомобилям, собранным в Японии путь в Армению будет прикрыт… Жаль, конечно, однако есть логика в том, что запрета праворульных автомобилей в стране с правосторонним движением не избежать.
Вопрос имеет социальную значимость
С другой стороны, этим вопросом было необходимо заняться еще тогда, когда в Армении праворульных автомобилей почти не было. "Закрывать кран" не сейчас, когда их, фактически, больше семи процентов от всего автомобильного парка страны, а тогда.
И пусть министерство транспорта и дорожная полиция утверждают, что закон обратной силы не имеет, и что уже завезенных автомобилей с правым рулем запрет не коснется, все равно остается ощущение некой "подставы", на которую всегда готовы власти предержащие по отношению к частнику – автолюбителю.
Понятно, что в один прекрасный день праворульным автомобилям выезжать на городские улицы не запретят – это будет означать, что чуть больше семи процентов от 435 тысяч автомобилистов (такова официальная цифра зарегистрированных в ОСАГО автомобилей в Армении) станут откровенными врагами власти. То есть порядка тридцати тысяч человек. На такое власти не пойдут. Так что с этой стороны можно быть более-менее спокойным.
Однако почему в таком случае власти считают себя вправе лишать возможности приобрести вожделенного "японца" тех, кто этого не успел сделать до 1 апреля наступающего года (планируется, что именно с этого дня вводится запрет на ввоз праворульных автомобилей)?
Может, человек именно под это дело копил деньги, долго выбирал, приценивался. Искал по популярным сайтам японских автомобильных бирж. В конце концов, как пел Высоцкий, "недоедал, недосыпал, пил только чай". И тут в его планы грубо вмешивается правительство. И конец всем мечтам и планам. С какой же стати?
Почему это мой сосед позавчера завез великолепный "Судзуки" 2010 года всего за 1500 долларов, а я сегодня какой-нибудь "Ниссан" 2007-го за 600 завезти в страну не могу? Несправедливо? Конечно.
Помогите лучше переделать правый руль на левый
Ну а что касается автомобилей-перевертышей (то есть тех, которые кустарно переделывают на "правильный" руль), так там еще большая путаница.
Ведь на самом деле могут разрешить завозить "праворульные" автомобили и дальше. Скажем, при условии, что хозяин за какой-то определенный промежуток времени переделает машину, верно?
"Праворульная" Армения: выгода или дань моде>>
Нет технической базы? Переделывают кустарно? Так позаботьтесь, разработайте какую-нибудь технологию и бизнес-план… Не можете сами? Объявите тендер.
Думается, немало есть мастеров, которые под это дело и какие-то инвестиции найдут действующие авто-мастерские, перепрофилируют и переоборудуют.
Постарайтесь сделать так, чтобы технологии были доступными и дешевыми, а не кустарно все делалось в частном гараже или вовсе на заднем дворе, причем очень дорого. Частники за переделку берут порой больше, чем сама машина стоит на бирже в Японии, порядка 800 – 1000 долларов.
А ведь при правильном подходе можно ополовинить эту цену. Вот вам тогда и рабочие места. Причем немало, поскольку порядка 30 тысяч автомобилей с правым рулем – это же прорва работы, и если будут мастерские, оборудующие, скажем, машины за 300 – 400 долларов, то очень многие автолюбители сами захотят переделать своего железного коня.
Только в высших эшелонах власти всем этим заниматься, видимо, либо неохота, либо просто не комильфо – сами то они ездят на дорогущих "японцах" и "немцах" с правильным рулем, и дешевизна автомобилей, которые народ хочет завозить из Страны Восходящего Солнца, их как-то не волнует.
На дорогах Армении с января по ноябрь 2017 года произошла 3 241 авария, из которых 309 – с участием праворульных машин, сообщил Sputnik Армения пресс-секретарь полиции Армении Эдгар Джаноян.
Берегись автомобиля: число ДТП и машин в Армении растет>>
Согласно полицейской статистике, в результате дорожно-транспортных происшествий за указанный период 255 человек погибли, 4 774 человека получили ранения. Отдельная статистика по праворульным машинам – 309 ДТП, в которых погибли 16 человек и пострадали 490.
Откуда у полиции статистика по количеству праворульных машин в Армении, неизвестно – расположение руля не фиксируют ни на таможне, ни при регистрации в дорожной полиции. Также неизвестно общее количество автомобилей, стоящих на учете в дорожной полиции Армении – эти сведения составляют гостайну.
Тем не менее, в марте 2016 года армянские СМИ распространили статистику автостраховщиков, согласно которой в Армении насчитывается свыше 435 тысяч машин, заключивших договора ОСАГО.
Если взять эту цифру за основу и сравнить ее с данными, предоставленными Эдгаром Джанояном, получим, что праворульные машины составляют 7,36% от общего числа автомобилей, зарегистрированных в Армении. При этом за указанные 11 месяцев 2017 года их процентное участие в ДТП составило 9,53%.
Исходя из этих расчетов можно сделать вывод, что вероятность попасть в ДТП за рулем праворульного автомобиля всего на 2% выше, чем за "левым" рулем – это умещается в рамки статистической погрешности.
Впрочем, эти данные не учитывают показатель фактической эксплуатации автомобилей – машина может иметь полис ОСАГО, но простаивать в гараже или быть в технически неудовлетворительном состоянии. Причин прекращения эксплуатации машин может быть множество, а разница в "коэффициенте дтп-шности" между левым и правым рулем – еще меньше.
Тем временем, именно ввиду повышенной опасности праворульных машин на армянских дорогах Минтранс решил запретить их ввоз и эксплуатацию.
"В стране действует правостороннее движение, и эксплуатация праворульных транспортных средств представляет угрозу из-за ограничения видимости при начале движения или изменении его направления, перестроении, обгоне и иных маневрах", — уверены в Минтрансе.
Согласно проекту решения, с 1 апреля 2018 года ввоз праворульных машин в Армению запретят.