Лаура Саркисян, Sputnik Армения.
Прошедшие в Тбилиси встречи на высоком уровне, между главами государств и министрами Армении и Грузии оказались больше, чем только подведение итогов годовой деятельности между двумя странами, считает научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении Джонни Меликян.
Глава армянского государства Серж Саргсян 25 декабря посетил Грузию с двухдневным официальным визитом. В рамках поездки Саргсян провел встречи с высшим руководством Грузии.
"Визит не просто подытоживающий 2017-й год. По количеству встреч, продолжительности, он может стать прорывным, открывающим новую страницу в армяно-грузинских отношениях", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Меликян.
Подтверждением тому – повестка и пакет обсуждаемых вопросов, а также отдельные встречи министров Армении и Грузии. Визит Саргсяна, также совпал с работой нового посла Армении в Грузии Рубена Садояна. Это даст своеобразный импульс для активной и продуктивной работы диппредставительства, считает эксперт.
Ереван и Тбилиси наметили основные направления для углубления сотрудничества: наращивание товарооборота, выросшего за последний год на 24%, туризм, энергетика, транзитные возможности стран. Саргсян также предложил грузинскому коллеге воспользоваться созданной на границе Армении с Ираном зоной свободной торговли для поставки своей продукции в Тегеран. Одной из ключевых тем кулуарной беседы стала также необходимая в первую очередь Армении альтернатива Верхнему Ларсу.
"Коридоры через Южную Осетию и Абхазию потенциально могут быть альтернативой Верхнему Ларсу, в случае если Еревану удастся убедить Москву и Тбилиси перейти к реализации российско-грузинского соглашения от 2011 года без предусловий", — сказал Меликян.
"Подарок" Армении от властей Грузии не переварила оппозиция – скандал в Тбилиси>>
Остается сторонам сесть за стол переговоров и договориться об имплементации соглашения, при этом, не выдвигая дополнительных требований к уже подписанному в 2011 году российско-грузинскому соглашению. В Грузии должны объяснить, что транзит и торговля по указанному в соглашении маршруту — не признание независимости Абхазии и Южной Осетии. В России же должны договорится с Абхазией и Южной Осетией об условиях пропуска товаров по их территории.
"Очевидно, что грузинская сторона в Тбилиси представила свое видение ситуации и проинформировала армянскую о последнем прогрессе вокруг реализации соглашения 2011 года и возможности реализации других проектов", — считает Меликян.
Однако бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе убежден, вопрос с задействованием альтернативных Ларсу маршрутов — может быть решен в долгосрочной перспективе. Так как сегодня, при каждом упоминании об альтернативе через Абхазскую железную дорогу и Рокский тоннель, в Грузии начинается истерика.
Заявление премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили о том, что армянские товары в форс-мажорных случаях могли бы проходить по транспортным коридорам через Абхазию и Южную Осетию, вызвало шквал эмоций у грузинской оппозиции, спровоцировав скандал на прошлой неделе.
"Транзитная функция — непростой вопрос. Как только затрагивается вопрос об открытии дорог через Абхазию и Осетию, начинается истерика. Транспортные потоки и транзитная функция заработает только тогда, когда Грузия признает независимость этих стран. Однако, на это не пойдет ни одно правительство страны", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Мамрадзе.
По его словам, ситуация может измениться, если Россия договорится об этом с Абхазией и Южной Осетией. Он также не исключает, что эта проблема стала одной из основных тем обсуждения во время визита Саргсяна в Тбилиси.
Ларс или не Ларс: чего ждать Армении от российско-грузинских "игр">>
"Политика нынешних властей Грузии – дружить со всеми странами региона, похожа на период правления второго президента Грузии Эдуарда Шеварнадзе. Бывший президент придавал огромное значение региональному сотрудничеству, чтобы здесь, на Южном Кавказе было тесное сотрудничество и чтобы были решены региональные проблемы, создаваемые конфликтами", — сказал Мамрадзе.
Он убежден, что такие визиты дружеского характера важны для двустороннего сотрудничества, и имеет важное политическое значение. Армяно-грузинские дипломатические отношения были установлены 17 июля 1992 года подписанием соответствующего соглашения.