ЕРЕВАН, 29 дек — Sputnik. На 2018 год власти Армении подготовили два запрета для транспорта. Первый – на праворульные машины, второй – на такси старше шести лет. По мнению властей, машины с "рулем наоборот" и старые такси слишком опасны на дорогах.
Но подсчитать это в цифрах очень сложно: учета машин по "лево-право руля" полиция не ведет. Хотя по идее, любую машину можно идентифицировать по vin-коду, который заносят в базу данных полиции при импорте. Кроме того, полиция не регистрирует и перестановку руля на машине. Лишь около года назад в техпаспортах машин стали фиксировать правый руль (при наличии).
А второй запрет – на старые машины – Минтранс предлагает в проекте изменений в законе "Об автомобильном транспорте". Новыми машинами Минтранс хочет обезопасить жизни пассажиров.
Но… "сердце Минтранса склонно к измене и перемене". Похожий запрет, и с точно таким же объяснением, ввели с 2010 года (только на машины старше 10 лет). А в 2012-м его отменили, объяснив: хоть и на старых машинах, но пусть таксисты зарабатывают на хлеб и сигареты.
Теперь ограничение вводят снова. И будет то же, что и в прошлый раз, говорит председатель ассоциации такси-сервисов Армении Ваагн Саакян. Тогда десятки такси влезли в долги ради новых машин. Когда запрет сняли, их водители ушли в частники, на старые машины. Оставшись не у дел, многие сервисы тогда попали "под каток" непогашенных кредитов.
Почему армяне запали на "японцев", или Что делать с "правым" рулем в Армении>>
"И в этот раз на нашу голову готовят что-то похожее. Не иначе. Теперь хотят подрубить уже под корень", — говорит Саакян.
Беспокоится он и о другом. Законопроект хочет приравнять к счетчикам такси сотовые телефоны и планшеты. Строго говоря, измерительными приборами они считаться не должны, поскольку не защищены от постороннего вмешательства и не соответствуют требованиям правительства от января 2016 года. Своя рука – владыка, решение правительства закон переехать может. Но он нарушит и международные документы — Международной организации законодательной метрологии (OIML), на которую ссылается национальный закон "Об обеспечении единства измерений".
В руководстве OIML по счетчикам такси указывается: он должен быть таким, чтобы его нельзя было ни сломать, или взломать данные, не оставив видимых следов.
"В обычный счетчик вмешаться нельзя, не сорвав пломбу. А изменить программу на планшете? Как по-вашему?", — заметил Саакян.
Остается два варианта. Первый – мы входим в новую фазу любви к таксистам. Второй – распахивают поле для нового крупного оператора, окторый потом, вытеснв остальных, взвинтит цены. Такими могут стать такси-агрегаторы, работающие через электронные устройства, подозревает Саакян.
"Праворульная" Армения: выгода или дань моде>>
А чтобы не дать пассажирам пересесть из новых такси в собственные машины, нужно запретить ввоз дешевых праворульных авто, добавил Саакян.
"Расчет простой: увидев, что такси подорожает, все больше людей захотят приобрести свою машину – не роскошь, а средство передвижения.Сейчас на своей машине, если она идет на газе, один километр обходится в 20-30 драмов. А такси – 120-130. Правительство считает не хуже нас с вами. Поэтому и хотят отвадить людей от таких машин. То есть перекрывают все возможности доступного автотранспорта. Сначала зажимают одну ноздрю, потом — вторую", — заявил Саакян.
О дальнейшей судьбе этих двух предложений правительство пока окончательно не высказалось.