Рубен Гюльмисарян, Sputnik
Итак, площадь в Пунта-дель-Эсте открыли в честь 25-летия дипломатических отношений между Восточной Республикой Уругвай и Арменией. Сообщалось, что новую площадь будет украшать скульптура "Армянская женщина" работы автора из Иджевана Гора Давтяна (скульптор из Армении). Армянский город Иджеван подарил это изваяние уругвайскому туристическому раю Пунта-дель-Эсте.
Ее произведения всемирно известны, они хранятся в Государственной картинной галерее Армении, Литературном музее Армении, доме–музее А. Исаакяна, Армянском драматическом театре в Тбилиси, Государственном музее керамики и "Усадьбе Кусково" XVIII века (Москва), московском же театре Советской Армии и других местах.
Площадь Армении открылась в стране, первой признавшей Геноцид армян>>
Тревогу подняла Аревик Григорян, внучка Симонян. Первый ее пост в Facebook, как она утверждает, был удален. Впрочем, приведем ее слова в соцсети, без редактуры:
"Вопиющее, возмутительное событие международного уровня! Плохой плагиат! Без соблюдения авторских прав! Город Иджеван дарит отвратительную копию скульптуры Рипсимэ Симонян (в настоящее время оригинал находится в музее Арама Хачатуряна в Ереване) Уругваю. Друзья журналисты, специалисты по авторскому праву (если таковые имеются) посоветуйте, пожалуйста, как на это реагировать??
P.S. Предыдущий мой пост видимо забанили и удалили".
К своему посту Аревик Григорян прилагает фотографии оригинала и работы, отправленной в Уругвай – нет сомнений, что к южноамериканским берегам уплыла однозначная копия, вещь, которую даже с натяжкой не назвать самостоятельным произведением.
На этом, говорит Аревик, все и закончилось, и обо всем она узнала из прессы. Особенно сильно возмутил ее тот факт, что авторство не копии, а самого произведения приписано другому человеку, Гору Давтяну. Сейчас она консультируется с юристами.
Fodor's: Армения — единственная страна Закавказья, куда стоит поехать в 2018 году>>
Если это так, то налицо очень некрасивая история. Если скульптуру подарил уругвайцам город Иджеван, то, возможно, муниципалитет был введен в заблуждение насчет авторства упомянутым скульптором Гором Давтяном. Собственно, тут могут быть любые варианты, вплоть до того, что и сам Давтян не в курсе произошедшего. А может быть, просто получилось какое-то недоразумение.
Непонятно главное: Рипсимэ Симонян – скульптор известнейший, и выдавать ее работы за свои нет никакого смысла, ибо обман вскроется мгновенно. Тем более что конкретная скульптура, о которой и речь, хранится после выставки ведь не на подворье какого-нибудь забытого богом и людьми совхоза, а в музее Хачатуряна.
Конечно, свое решающее слово здесь скажут юристы, специалисты по авторскому праву.
И смею предположить, что, как всегда, за это никто не ответит.