В субботу с 00 часов кампания по выборам президента России войдет в следующую фазу. Она предполагает сбор подписей избирателей в поддержку тех кандидатов, которые не выдвигаются политическими партиями, и сдачу подписных листов в Центризбирком до 10 февраля.
Политические эксперты отмечают довольно высокую активность кандидатов и их штабов, что позволяет надеяться на высокую явку избирателей на выборы в марте 2018 года — более высокую в сравнении с той, которая была зафиксирована на последних федеральных выборах в 2016 году. Активны и СМИ, поскольку в предвыборной кампании уже обнаружилось несколько интриг, способных — как считают журналисты — перерасти в скандалы, сулящие обилие информационных поводов.
Но для того чтобы среднестатистический избиратель реагировал на разворачивающиеся на выборах президента РФ коллизии, важно следить не только за новостными блоками в прессе, но и за теми дискуссиями, которые разворачиваются в социальных сетях. По крайней мере, социальные сети дают вполне адекватное представление об основных целях предстоящей кампании и, соответственно, таргет-группах.
К примеру, сетевые сообщества, представители которых относят себя к так называемому креативному классу, сосредоточены исключительно на "борьбе с системой" такого кандидата, как Ксения Собчак. А ключевыми темами постов пользователей от лево-патриотического большинства являются вопросы, насколько мощно выступит на предстоящих выборах кандидат от КПРФ, директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин, и сможет ли он составить конкуренцию Владимиру Путину. И если в традиционных СМИ потенциальные кандидаты в президенты представлены сегодня более или менее сбалансированно, то в социальных сетях какие-либо иные кандидатуры, кроме трех, названных выше, практически не просматриваются. И здесь сети, как я полагаю, более репрезентативны, поскольку базовая формула предстоящих выборов задана вот этой тройкой: в центре — действующий президент, справа от него — кандидат от либералов, слева — кандидат от КПРФ.
Вообще все кандидаты в президенты России еще с 1996 года делятся на четыре основных категории. Первая — "партия сказало надо — кандидат ответил: есть!", вторая — "выдвиженцы по зову сердца", третья — "попросили в высоких кабинетах" и четвертая — фрики. Думаю, большинство представителей второй, третьей и четвертой категории не пройдут через фильтр сбора подписей избирателей в свою поддержку.
Повторение ставшей уже классической трехчленной формулы избирательной кампании (правые-левые-центр), как, собственно, и в 2012 году, — свидетельство того, что итоги голосования 18 марта 2018 года абсолютно предсказуемы.
Отмечу еще одну интересную деталь разворачивающейся кампании: избирателей совершенно не волнуют предвыборные программы кандидатов — только лозунги. Подготовкой программных текстов не озабочены особо и сами кандидаты. Некоторые из них так вообще бравируют отсутствием программ — типа "ешьте меня таким, какой я есть!". А это значит, что выборы (не только в России, кстати, но повсеместно) носят все больше демонстрационный, если не ритуальный характер. Фактически они всего лишь легитимируют влияние в обществе тех или иных "групп интересов", не более.
Разумеется, это не относится к действующему президенту России, который начал штурм поста главы государства в 2000 году с позиции исполняющего обязанности председателя правительства России и, тем самым, изначально оказался в позиции как бы НАД конкурентными группировками. В такой позиции Владимир Путин находится и по сей день, что позволяет ему иметь максимально высокий рейтинг в самых разных, в том числе и в противоборствующих социальных группах.
ЦИК РФ принял, повторю, документы от 16 кандидатов. Но вновь, как и в 2012 году, основные дебаты разворачиваются между доверенными лицами двух кандидатов: представителя власти и кандидата от "левых" сил.
От смены фамилии представителя КПРФ, выдвинутого на пост главы государства, сумма голосов в его поддержку, думаю, не изменится. Так, по итогам прошлой кампании кандидат от компартии Геннадий Зюганов занял второе место, набрав 17,18 % голосов избирателей. Примерно такого же результата (или чуть большего — с учетом новых обстоятельств) может добиться в этом году и Павел Грудинин. При этом смена всего лишь одной персоны в списке выдвиженцев от парламентских партий сразу же внесла в предвыборную кампанию определенную интригу, поскольку и противники "левого" кандидата, и его сторонники, в предвкушении "непредсказуемого" результата, устремляются в бой, так или иначе способствуя росту явки населения на избирательные участки.
К примеру, известный экономист Михаил Хазин начал в СМИ информационную кампанию под лозунгами "Я знаю, кто победит Владимира Путина" и "Павел Грудинин станет премьер-министром страны".
В представлении Хазина обе эти посылки складываются в силлогизм с выводом о том, что кандидат от КПРФ станет фаворитом предвыборной гонки, но чтобы он и впрямь не победил на президентских выборах, ему предложат возглавить правительство.
С моей точки зрения, даже если Грудинину и предложат в итоге какой-нибудь министерский портфель, то не потому, что он покажет в ходе выборов какой-то выдающийся результат. Зависимость тут обратная: само его участие в президентской кампании есть условие возможного будущего высокого назначения. (Согласно высказанному выше тезису о выборах как механизме легитимации влияния тех или иных групп).
С учетом падения в России в течение последних двух с лишним лет (в связи с объявлением ей экономических санкций) уровня жизни значительной части населения страны степень протестных настроений в РФ нарастает. На этой почве у власти появляется потребность в союзе с одной из протестных групп — и лучше, чтобы это был союз с "левыми" патриотами, а не с либералами-западниками. С "левыми" можно договориться о национальном консенсусе, а с радикальными либералами — нет. К тому же первых в России на порядок больше, чем вторых.
Официальное "полевение" власти позволит ей — путем интеграции в свои ряды Павла Грудинина и некоторых представителей его команды — снизить в стране градус протестных настроений, что очень важно в ситуации нарастания внешнего давления на российское руководство.
Вот это, пожалуй, главное, что нужно знать — по состоянию на 12 января — о предстоящих в России в марте этого года президентских выборах.