Давид Галстян, Sputnik Армения.
Решение о назначении на важнейшие должности в стране примет не Республиканская партия Армении, а определенный круг избранных, сказал Sputnik Армения политтехнолог Карен Кочарян.
15 января в правящей Республиканской партии Армении (РПА) заявили, что выборы президента Армении, по всей вероятности, пройдут 2 марта. В РПА еще не обсуждали возможных кандидатов и намереваются это сделать в течение недели.
Республиканцам покажут президента
Политтехнолог Кочарян считает, что о том, кто станет следующим президентом Армении не знают и сами республиканцы.
"В один прекрасный зимний или весенний четверг на заседании исполнительного органа РПА им об этом скажут. Потом они пойдут и проголосуют", — сказал Кочарян.
По его словам, занять пост президента и продолжать переговоры по Карабаху может не только нынешний глава МИД, чья кандидатура по сообщениям в СМИ рассматривается как одна из наиболее вероятных, но и бывший глава Карабаха Аркадий Гукасян.
"Это не только Налбандян, есть еще люди. Осталось около месяца, скоро узнаем", — сказал Кочарян.
Политтехнолог прокомментировал также слухи о возможном переносе резиденции будущего премьера (официального подтверждения пока нет) в президентский дворец. Это, по его словам, связано с тем, что и дипломатические представители других стран и народов уже привыкли к тому, что здесь находится первое лицо государства.
"В древности церкви строили на месте языческих храмов, чтобы народ шел в привычные места", — сказал Кочарян.
Политолог Ерванд Бозоян в беседе со Sputnik Армения отметил, что наряду со статусом "английской королевы", за президентом сохранится также статус "главы государства", что для страны, находящейся в переходном периоде, далеко не только символ.
По его словам, любой другой кандидат, у которого могут появиться амбиции, станет опасным для другой ветви власти. На этой должности политолог видит либо главу Конституционного суда Гагика Арутюняна, либо главу МИД Армении Эдварда Налбандяна, чья кандидатура является более вероятной на этом посту.
Между премьером и вице-премьером
Большую роль, по словам Кочаряна, будет играть фигура первого вице-премьера.
"Всего несколько дней назад армянский Минюст представил законопроект "О формировании и деятельности Совета национальной безопасности", членами которого могут стать премьер-министр и "первый вице-премьер" – должность, которой не существует по новой Конституции", — сказал Кочарян.
Он считает, что в этой информации содержится мессидж о том, кто может быть премьером, ведь для кого-то создается новая должность первого вице-премьера. Определенное значение в вопросе будущего премьера, по словам Кочаряна, будет иметь и назначение президента.
Фактическая роль парламента, по его словам, в Армении будет сильно отличаться от теории. В теории в парламентской республике ветви власти уравновешивают друг друга, как это происходит в некоторых странах.
Что касается возможностей влияния на премьера со стороны парламента, то все зависит от его личности.
"В Армении политическая система пока не состоялась. В таких странах как наша фактор личности всегда играет большую роль. Если премьером будет Серж Саргсян (до 1 апреля действующий президент страны), то парламент не сможет на него влиять. Если нет – то сможет", — сказал Кочарян.
По его словам, не нужно забывать, что Саргсян останется главой РПА, которая и де-юре будет решать судьбу премьера.
Политтехнолог отметил, что существует множество вариаций – уйдет ли Саргсян или Карапетян (ныне глава правительства), кто из них станет премьером и первым вице-премьером и т.д.
Однако, если кабмин возглавит Карапетян, то вице-премьером будет доверенный человек Саргсяна, который будет уравновешивать влияние главы правительства.
"Сейчас в политическом поле нет равного Саргсяну лидера, он слишком опытный игрок. Но он понимает, что так не может продолжаться долго. Ему нужно до 2022 года "создать" или "взрастить" нового лидера. Он сам взрослеет и не оставит политическое поле полностью пустым", — считает Кочарян.
"Он будет выполнять функции, которые сейчас выполняет премьер. Политические расчеты показывают, что, скорее всего, этот пост займет Карен Карапетян", — сказал Бозоян.
Он отметил, что политическая логика говорит о том, что у Саргсяна нет оснований для отказа от поста премьера. Другого кандидата, который имел бы возможность занять этот пост, эксперт не видит.
Согласно новой Конституции, предусматривающей парламентскую форму правления, с 2018 года будут значительно расширены полномочия исполнительной и законодательной ветвей власти (правительство и парламент). Процесс преобразования политической системы Армении должен окончательно завершиться в апреле 2018 года — после истечения второго президентского срока действующего главы государства Сержа Саргсяна.
С 9 по 16 апреля парламентские фракции должны будут выдвинуть свои кандидатуры премьера, после чего глава правительства будет выбран парламентом и представит на утверждение остальных членов кабмина — министров и вице-премьеров.