ЕРЕВАН, 22 янв — Sputnik. Тесное сотрудничество с Азербайджаном и Турцией на протяжении многих лет удерживало Израиль от огласки своих отношений с Арменией, но в последние годы ситуация меняется. Об этом говорится в статье бывшего посла Израиля в Армении и Грузии Баруха Бен-Нерии, выжимку из которой представляет экспертный центр ICES.
"Израиль долгое время воздерживался от пропаганды своих отношений с Ереваном, чтобы не навредить сотрудничеству с Баку, которое имеет беспрецедентное значение для Израиля в плане, выстраивания отношений с исламским миром", — говорится в публикации.
Кроме того, отмечает автор, свою роль также сыграли теплые отношения с Анкарой: из-за них руководство Израиля многие годы попросту избегало поездок в Армению. Тем не менее, турецко-израильский конфликт, разгоревшийся в 2010 году в связи с судном "Мави Мармара", изменил ситуацию.
Как считает Бен-Нерия, недавние резкие выпады президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана (речь об инициативе США признать Иерусалим столицей Израиля и турецкой реакции неприятия – ред.) в адрес Израиля "не могут говорить о сближении" двух стран.
"Армянский фактор": французы говорили, что дроны-камикадзе впервые опробовали в Карабахе >>
Что касается Азербайджана, автор описывает отношения Израиля с ним весьма противоречиво. С одной стороны, указывает дипломат, от Азербайджана Израиль получает до половины всех необходимых ему нефтепродуктов, да и вообще дружба с Баку имеет для Израиля беспрецедентное значение с точки зрения выстраивания отношений с исламским миром.
С другой стороны, напоминает Барух Бен-Нерия, в прошлом году разразился скандал, связанный с азербайджанскими испытаниями БПЛА израильской компании Aeronautics, когда от разработчиков потребовали продемонстрировать работу своего устройства в реальных условиях – по армянским позициям в зоне карабахского конфликта.
"Это вызвало скандал и негативную реакцию как на международном уровне, так и со стороны армянского руководства. Вышеупомянутые испытания были проведены в нарушение всех процедур и директив министерства обороны Израиля", — отмечает Бен-Нерия.
Лавируя между шероховатостями и перспективами отношений Израиля с закавказскими государствами, бывший посол Израиля в Армении подходит непосредственно к вопросу армяно-израильских отношений. По словам автора, на протяжении многих лет они развивались "втихомолку" – стороны старались не придавать огласке двусторонние контакты. Так продолжалось вплоть до 2012 года, когда Армению посетила министр сельского хозяйства Орит Нокет.
"В ходе этого визита были обсуждены и подписаны конкретные проекты в области сельского хозяйства, технологий и экономики, (а также – ред.) в области страхования рыболовных и инвестиционных рисков", — напоминает дипломат.
Параллельно с этим Бен-Нерия указывает на вопрос Геноцида армян, встрявший клином между двумя странами. Экс-посол отмечает: признание Геноцида может нанести слишком сильный удар по отношениям Турции и Израиля, может сказаться на отношениях с Баку, может "подмочить" тезис об Холокосте как уникальной, исключительной и беспрецедентной трагедии в истории человечества. Тем не менее, в Израиле проводятся мероприятия, посвященные памяти жертв Геноцида армян, а в политических кругах существует лоббистская группа, периодически поднимающая этот вопрос.
Еще одним фактором, который тормозит развитие армяно-израильских отношений, является дружба Армении с Ираном, напоминает автор. Тем не менее, сам Бен-Нерия признает – будучи в военно-политической осаде турецко-азербайджанского тандема, Армения вынуждена проводить сложную комплементарную политику, одновременно поддерживая отношения с Россией, Ираном и Западом.
Происки "сатаны": чем грозит Армении ослабление иранского "иммунитета" >>
"Иран сегодня является воротами в Армению для энергоснабжения, развития и инвестиций, а для транспорта — шлюзом, который укрепляет экономическую базу Армении", — пишет автор.
Барух Бен-Нерия завершает свою статью на ноте умеренного оптимизма. Дипломат констатирует, что отношения между Арменией и Израилем за прошедшие 25 лет не достигли желаемого уровня. Тем не менее, уверен он, в последнее время сложилась благоприятная атмосфера для расширения сотрудничества и сближения двух стран.