ЕРЕВАН, 23 янв – Sputnik. Будущее армяно-иранских экономических проектов, в том числе железной дороги, зависит от сигналов из Еревана, сказал журналистам во вторник иранист Вардан Восканян.
"Иран имеет много соседей и выходов (или их возможностей) в мир. Армения для него – надежный, стабильный – но при этом всего лишь один. Для нас Иран играет исключительную роль, наряду с Грузией. Поэтому для нас он должен быть приоритетным направлением", — сказал Восканян.
По его словам, Иран следит за теми сигналами (и позитивными, и негативными), которые поступают из Армении по поводу того, какие проекты она готова осуществлять, в том числе в энергетике, транспортной сфере и других.
В самом Иране также есть проблемы, он должен объяснять собственному населению, требующему улучшения социального положения, целесообразность инвестиций, например, в строительство железной дороги с Азербайджаном.
"В случае с Арменией нужно хотя бы самим построить один километр железной дороги со своей стороны. Или асфальтировать 10 км дороги до границы с Ираном. Она не соответствует никаким стандартам", — сказал Восканян.
Кроме того, нужно пересмотреть различные сборы с иранских грузовиков, пересекающих Армению. По его мнению, они слишком высоки, улучшение условий позволит привлечь больший транзит.
"Перекресток" евразийского и иранского бизнеса" – в Сюнике открылась СЭЗ "Мегри">>
"Вопрос – двусторонний. Армения должна периодически напоминать Ирану, что она не отказалась от двусторонних проектов. Вопрос не только в экономике, но и в безопасности", — сказал Восканян.
По его словам, ярким примером неэкономического проекта является Баку-Тбилиси-Карс, с помощью которого Турция и Азербайджан пытаются оказывать на Армению давление.
Правительство Армении в начале 2018 года приняло решение о закрытии дирекции строительства железной дороги с Ираном. Переговоры с инвестором — зарегистрированной в Дубае компанией "Расиа ФЗЭ" — отложены на неопределенный срок. Глава Минтранса Ваан Мартиросян при этом заявил, что разработка дороги Иран-Армения не будет приостановлена.
Желдорога Иран-Армения могла бы стать альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров, позволив Армении выйти во внешний мир. В настоящее время все железнодорожное сообщение из Армении осуществляется через Грузию.
Правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило предварительную программу строительства железной дороги Иран-Армения.