Как не стать вечным рабом банка? "Учитесь!", - советует финансовый омбудсмен Армении

© Sputnik / Asatur YesayantsБанк
Банк - Sputnik Армения
Подписаться
В некоторые странах банки уже сами консультируют клиентов, чтобы те "не хватили лишнего" с кредитами.

ЕРЕВАН, 24 янв – Sputnik. Финансовая грамотность — важное средство против кредитной перегрузки. Об этом заявила финансовый омбудсмен Армении Пируза Саркисян, представляя журналистам итоги работы за 2017 год.

Деньги - Sputnik Армения
Премьера порадовали в Минфине: экономика Армении в 2017 выросла сильнее, чем ожидали

Финансовый омбудсмен рассматривает жалобы граждан на банки, страховые компании и другие финансовые организации. Но и помогает не доводить дело до жалоб. Один из способов для этого — финансовая грамотность и понимание своих возможностей.

Не спешите бежать в банк, если видите яркую рекламу смартфона или путевки на Мальдивы. Именно этому был посвящен семинар, организованный бюро омбудсмена в 2017 году. В нем приняли участие около 70 специалистов.

Оказалось, что в некоторых странах сами банки консультируют своих клиентов против "кредитного горба". Причем такой опыт есть не только в Европе или США, но и в Южной Африке. Там считается, что лучше дать клиенту на один кредит меньше, но оставить его с крышей над головой… и брюками на ногах. Хотя бы для того, чтобы через год или два он снова пришел в банк.

Энергосберегающий кофе: как инновации позволяют экономить на армянском бизнесе >>

Может ли офис омбудсмена принять и локализовать международные путеводители против кредитной перегрузки? И — самое главное — обязаны ли банки следовать таким путеводителям?

"Решает закон, а не мы. Если закон даст нам такие полномочия, мы сможем за этим следить. А пока что мы имеем право реагировать только при имущественных требованиях. Например, если доходит до конфискации залога", — поясняет омбудсмен.

Но если человек живет впроголодь, чтобы выплатить кредит или (что тоже бывает) бесконечные штрафы, то никакой "Робин Гуд" защитить его не может: по закону все чисто.

"Например, на конференции мы представили случай с военнослужащим. У него остался кредит на 400 тысяч драмов, а процентов и штрафов за просрочку набежало на три миллиона. Ему конфисковывали по 50% зарплаты, но этого хватало лишь на очередные штрафы. До основной суммы он добраться просто не мог. Так он становился, по сути, вечным должником", — добавила Саркисян.

Вмешиваться омбудсмену в таких случаях или нет? В разных странах омбудсмены считают по-разному. Кто-то стоит за букву закона, кто-то — за его дух.

Отчасти делу помогли изменения в Гражданском кодексе, принятые в конце 2017 года. Теперь пени за просрочку кредита можно будет начислять не больше суммы долга. Иными словами, если мы задолжали банку полмиллиона драмов, на нас не смогут накрутить больше миллиона.

Графики и диаграммы - Sputnik Армения
Всемирный банк дал прогноз по росту армянской экономики

И все же — как не задолжать даже эти полмиллиона? "Учитесь!", — советует и призывает финансовый омбудсмен.

"Мы регулярно проводим дни открытых дверей по всей республике, где подробно объясняем все, что касается финансов. Эти знания помогают избежать таких неприятных последствий", — добавила Саркисян.

В 2017 году финансовый омбудсмен принял около 1 670 письменных жалоб. Почти 80% этих жалоб касались вопросов ОСАГО (отказ от компенсации, оценка ущерба, регрессивное взыскание (суброгация) при ДТП). Жалобы по агрессивному маркетингу ("вот впарили кредит, а вернуть не могу…") не принимаются, если банк добросовестно указал все условия: реальную процентную ставку наряду с номинальной, а также все возможные выплаты (за обслуживание счета и др). Тогда с него взятки гладки.

Может быть, в будущем банки будут обязаны спасать своих клиентов-"кредитоголиков". Но чтобы не дожидаться светлых дней грядущего, лучше самим быть осмотрительнее.

Лента новостей
0