Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Если судить по публикациям в региональных и мировых масс-медиа (делая скидки на то, что каждая из них поддерживает разные стороны конфликта), то вырисовывается следующая картина.
Оппозиционный сирийский комитет по переговорам, например, сначала долго думал над тем, участвовать ли ему в сочинском конгрессе или нет. Размышляли "умеренные оппозиционеры" до утра субботы (а Конгресс начинает свою работу в понедельник), а потом стало ясно, что в их рядах — разброд и шатанье.
Позже представитель комитета Фирас Аль-Хальди на вопрос журналистов о том, определились ли оппозиционеры относительно участия, однозначно сказал, что в работах сочинского Конгресса они участвовать не будут.
Однако примерно в то же время прозвучало прямо противоположное заявление другого представителя Оппозиционного сирийского комитета по переговорам — одного из руководителей так называемой "московской платформы" Кадри Джамиля. Из этого заявления явствует, что против участия в сирийском Конгрессе по нацменьшинствам в Сирии оппозиционный комитет голосовал напрямую.
Европейское вооружение найдено у сирийских боевиков>>
"Против" участия в сочинских встречах проголосовали всего лишь 24 человека. "Так что, — утверждает Джамиль, — нельзя считать, что оппозиционный сирийский комитет по переговорам бойкотирует Конгресс. Это далеко не так".
Что касается курдского крыла сирийской оппозиции, то и там все не так гладко и "единогласно", как можно было бы предположить. Особенно если учитывать афринские события, резкое обострение взаимоотношений между курдами и турками.
Кроме того, следует вспомнить, что буквально на днях в региональных СМИ прозвучала информация, которую можно считать сенсационной. Стало известно, что руководство курдского Африна напрямую обратилось к официальному Дамаску с призывом приступить к выполнению своих прямых суверенных обязанностей — то есть защищать территориальную целостность Сирии от турецких оккупантов.
Говорило это руководство так называемой Федерации северной Сирии — курды, доселе никак не соглашающиеся, чтобы столица Сирии, образно говоря, взяла бы их под свое крыло. То есть уже понятно, что это крыло курдской сирийской оппозиции, как минимум, пришлет своих представителей в Сочи.
И это — буквально через день после того, как советник курдской автономной администрации, управляющей регионами на севере Сирии, Бадрана Джиа Курда заявлял, что курды не будут подчиняться администрации Асада, не будут посылать представителей на Конгресс.
Как бы то ни было, в преддверие Сочинского Конгресса сирийского нацдиалога можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что оппозиция так и не смогла прийти к единому мнению. И среди так называемых "умеренных" есть достаточно тех, кто настроен на диалог достаточно конструктивно.
"Бывшие" террористы на службе США: хватит ли американских силенок на новую бойню в Сирии?>>
Во всяком случае в понедельник в Сочи Конгресс начнет свою работу, несмотря на то, что непримиримое крыло оппозиционеров во весь голос говорит о провокации, которую устраивают Россия и Иран (особенно делается упор на участие Турции, которая на самом деле, скажем, находится "на подхвате").
Они утверждают, что Сочинский Конгресс — это метод дискредитации Женевских переговоров. Однако известно, что специальный посланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура официальное приглашение от Москвы получил и, скорее всего, примет участие в работе Конгресса. По крайне мере,решение генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша по этому поводу, скорее всего, будет положительным, говорят в Кремле.
Как бы то ни было, в понедельник сочинский Конгресс сирийского национального диалога начинает свою работу. Участвовать в работе будут более полутора тысяч человек — не самых последних по своему влиянию в Сирии. Так что есть надежда, что результатом этой работы станет то, что в сирийском кризисе наконец-то проявятся хоть какие-то положительные тенденции.