Выше него - только Арарат, или Почему так важна "кукуруза"

© Sputnik / Petros LagesyanДворец Молодежи (Кукурузник)
Дворец Молодежи (Кукурузник) - Sputnik Армения
Подписаться
80-е годы прошлого века для облика Еревана были временем если не революционных изменений, то ощутимого обновления. Только не надо понимать это, как принято сегодня. Тогда ничего не порушили, а новое построили на пустующих местах. О пустыре, на котором когда-то выросло прекрасное здание, и снова ставшем пустырем вспоминает Рубен Гюльмисарян.

Правда, начиналось все еще в 1960-ых годах. Тогда архитекторам Грачу Погосяну, Артуру Тарханяну и Спартаку Хачикяну было поручено спроектировать здание Дворца молодежи в Ереване. Строгой советской комиссии представленный вариант сначала не очень пришелся по душе – мол, слишком сильны "западные модернистские влияния". На самом деле все было иначе, и акцент был поставлен на национальных мотивах, особенно во внутренней отделке.

Старый терминала международного аэропорта Звартноц - Sputnik Армения
Символ Еревана как бельмо на глазу: почему на самом деле хотят снести "Звартноц"
Дворец построили, и он как-то сразу стал одним из символов города, одновременно с появившимися тогда же Спортивно-концертным комплексом и новым зданием аэропорта "Звартноц". Сооружения вместительные и основательные, их нужно было только поддерживать в нормальном техническом состоянии.

Лет через десять произошло все знают что, и новые власти, не имевшие ни малейшего представления о том, что с ней, с властью, свалившейся с неба, нужно делать, стали крушить все подчистую. Только потом начинали думать – а что теперь делать с образовавшимися пустырями (в широком смысле), но все было уже снесено. Снесено и то, что безусловно подлежало сносу, и то, чего ни в коем случае нельзя было уничтожать.

Уважаемый министр обороны — вам такие стенды на глаза не попадались?>>

Ну и ладно, скажете вы, сделанного не воротишь. С чего это вдруг речь пошла о Дворце молодежи? Сейчас там, говорят, благополучно добывают базальт и режут там же на кусочки. А может не на кусочки и не базальт – неважно, дворца-то нет.

Просто тема вдруг ни с того ни сего всплыла вновь. Вернее, она всплыла с публикации в соцсети эскиза, когда-то предлагавшегося на конкурс. Таковой был объявлен, если не ошибаюсь, в 2010 году – нужен был проект здания, долженствующего быть водруженным на дважды пустырь армянской столицы. Тогда выиграл проект японского архитектора, но реализован он, и в этом нетрудно убедиться, не был.

Ну и что, скажут многие – подумаешь, публикация стародавнего эскиза. Да ничего, собственно – ничего непристойного и недозволенного в публикации не было. Кроме некоторых комментариев, разве что – все-таки не перестаю поражаться, сколько в некоторых людях воинствующей дилетантской злобы. Даже если тебе не нравится проект, вовсе не обязательно выливать на его авторов ушаты помоев. Хотя брызжущая слюной злоба и есть отличительная черта воинствующего дилетанта.

Манташев, которого знал Ротшильд: он построил церковь там, где больше всего грешил>>

Не станем давать здесь оценки этому проекту, тем более, что он вряд ли когда-нибудь будет реализован. Тем более не станем пополнять собой ряды комментаторов в соцсети. Просто вспомнилось.

Вспомнилось, как в том же 2010, кажется, году довелось поговорить с тем же японским архитектором. Араи Киокадзу во время разговора то и дело подходил к окну своего гостиничного номера, долго смотрел на великолепный в тот день Арарат. Заметив мой взгляд, он улыбнулся и сказал только одно слово: "Фудзи!"

Памятник Гарегину Нжде - Sputnik Армения
Голубиных мозгов - да некоторым в головы: кому Нжде покоя не дает
Вряд ли это была просто сентиментальность – японцы обычно скрывают свои эмоции. Наверное, он смотрел на Арарат, пытаясь понять, насколько правильно передал двуглавый силуэт в своем проекте: комплекс, разработанный Араи, напоминал по очертаниям библейскую гору.

Победителем конкурса японец стал, да что толку, если проект не был реализован. Не возьмусь утверждать – обоснованным или нет было требование уменьшить высоту спроектированных зданий, наши уважаемые архитекторы выскажут компетентное мнение. Сам Араи, например, объяснял большую высоту своего проекта желанием сделать так, чтобы выше него был только Арарат. Он понимал, что говорит – Фудзияма для японца несет схожий смысл.

Сейчас важно то, что пустырь из-под Дворца молодежи остался пустырем. Символичным, но все равно пустырем. Впрочем, и пустырь на что-нибудь сгодится – под базальтовый карьер, например.

Лента новостей
0