Найти сходство между Канадой, Австрией и ереванцем Спартаком Бзнуни трудно, но можно. Сходство — в корректности. Спартак Бзнуни, боксер полутяжелого веса, прежде чем ударить обидчика, как правило, предупреждал. Чтоб не удивлялись.
Сенат Канады изменил в гимне страны слова "сынов отечества" на "нас". Чтоб получилось гендерно-нейтрально. Австрия заявила о намерении изменить государственный гимн с упоминанием не только "великих сынов" отечества, но и "великих дочерей". Чтоб женщины не обижались.
Иначе говоря, речь идет о вежливости.
Чтоб было понятно — о Бзнуни подробнее. Это персонаж ереванских улиц из времен, когда зубы чистили порошком "Особый", "Запорожец" вполне себе считался машиной, а американский вестерн "Великолепная семерка" заставил многих ереванцев изменить не только походку, но и взгляд на окружающую действительность. В том числе взгляд Бзнуни, который стал жестким, проницательным и с подтекстом. А еще Бзнуни удивлял подчеркнуто изысканным обращением к противнику, предваряющим неизбежный нокаут.
Космонавт предложил выпить за Армению. А что же мы? >>
Получалось примерно так: "Поскольку ваше воспитание, мой друг, безнадежно запущено, и убедить вас вести себя на улице правильно уже невозможно, то извините, но…". После чего собеседник оказывался в состоянии частичной или полной потери ориентации, а, бывало, и сознания.
Теперь из хроники ереванских дней далекого прошлого переезжаем в наш сегодняшний день. По утверждению социологов, самыми вежливыми городами мира являются Нью-Йорк, Цюрих, Торонто, а также Стокгольм. (Москва, пусть медленно, но уже развивается и в этом направлении, занимая не слишком обидное тридцатое место).
Проверка на вежливость проводилась очень просто: проходя по оживленным улицам, участники эксперимента как бы случайно роняли на тротуар пачку бумажных листков и ждали, что будет дальше. Или подсчитывали, сколько раз и в каких случаях жители крупных мировых столиц говорят друг другу "спасибо" и "простите". Самое удивительное обнаружилось в Лондоне, где извиняются даже в случаях, когда толкнули не вас, а вы. Чтоб устранить неловкость и снять напряжение.
Мусор по-армянски или лобстеры по-швейцарски: чего мы ждем? >>
Определенно не дотягивая до лондонцев, ереванцы, тем не менее, тоже не стоят на месте. Побывав не так давно дома, захотелось узнать, насколько мы походим на среднестатистического австрийца или, в крайнем случае, жителя канадского города Торонто.
Фокус с разбрасыванием бумажек на асфальте пришлось отложить ввиду замусоренности улиц — это сильно мешает чистоте эксперимента.
Пришлось сосредоточиться на ситуациях, предполагающих "спасибо", "простите" и тому подобные телячьи нежности. Самое простое, что можно было сделать — пропускать вперед женщин, придерживать за собой двери или, спрашивая о чем-то прекрасных дам, попытаться увидеть на лице улыбку. Или намек на улыбку. Или хотя бы намек на намек. Не дают ответа…
Но все не так плохо, потому что двигателем культуры сегодня выступает торговля, а в магазины ходят все. То, чего недодала школа, семья, общество, добираем в супермаркетах. Ежеминутное "здравствуйте", "спасибо" и "хорошего дня" от девушки у кассового аппарата воспитывает. Принцип тот же: "Повторенье — мать ученья". Учимся на хороших примерах. В том числе исторических.
Рассказывают: королевская чета на празднествах в Ланкашире (Великобритания) посетила жилище рабочего. При прощании его жена пообещала, что непременно отдаст визит их величествам, как только окажется в Лондоне. Новых сообщений по этому поводу пока нет.
Черная икра и белый "Мерседес", или Как иранский шах обласкал армян >>
Теперь пересказываю то, что видел сам. Главный праздник Еревана. Арин-Берд. Первый секретарь ЦК Антон Кочинян и маршал Советского Союза Баграмян выходят из музея "Эребуни". Повсюду накрыты столы. Кочинян с Баграмяном приближаются к одному из них, и тут к ним подходит кто-то совсем не номенклатурный.
— Окажите честь, прошу к нашему столу, очень прошу, — смущаясь, приглашает мужчина, — это совсем рядом.
— Уважим?— спрашивает первый секретарь Баграмяна.
— Конечно, — отвечает маршал. — С удовольствием.
Мало кто в Ереване мог бы похвастаться тем, как за домашним столом принимал любимого маршала-армянина.
…Из чисто субъективных наблюдений. Автору почему-то кажется, что ереванские мужчины более приветливы, чем ереванские женщины. Вот, заметив идущую следом женщину, вы придерживаете за собой дверь и долго ждете, пока дама неторопливо проходит, не то чтобы поблагодарив, но даже и не взглянув на вас. Царственная поступь заходящей в гастроном дамы, конечно, впечатляет, однако… Из этого, правда, не следует, будто ереванские мужчины сплошь потомственные сэры, а вытекает только, что улыбка женщине всегда к лицу. И почему наши красавицы не хотят этого знать? Замечу, кстати, что женщины, которым за пятьдесят и старше, в этом отношении намного приветливее своих молодых согражданок.
Как бы там ни было, автору пока не удалось найти достаточных оснований поставить Ереван в один ряд с наиболее вежливыми городами мира.
…В Англии, на берегу неприметной речки установлен огромный плакат: "Большая просьба не бросать в воду камешки. Это может взволновать лосося".
Не твое собачье дело: почему роль "прозревшего мудреца" Джигарханяну не впору >>
Вы можете себе представить то же самое на берегу Севана — просьбу не бросать камни в озеро, чтоб не волновать ишхана? Или даже сига.
В том-то и дело!