"Почему я должен стесняться того, что я – армянин? Армяне имели развитую культуру и искусство еще до средних веков. Мы имели культуру, когда Франция, Англия и Германия еще не были цивилизованными странами. Мое армянское происхождение дало мне крепкую опору. Армяне имеют такую значительную историю, что талант творчества заложен в их крови", — как-то сказал создатель первого в мире цветного художественного фильма Рубен Мамулян.
Заложенный в крови этого человека талант позволил достичь вершин, а нам — гордиться тем, что этот человек — армянин. Рубен Мамулян, американский режиссер театра, но прежде всего кино. Снимал для "20th century" и "Paramount Pictures". Снимались: Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Морис Шевалье, Элизабет Тейлор в его знаменитой "Клеопатре". Был назван "Крестным отцом" Голливуда. За что?
Звезды первой величины снимались не только у Мамуляна и кроме "Клеопатры" в Америке делались и другие громкие фильмы. Но… Рубен Мамулян снял первый в мире цветной фильм. Назывался "Бекки Шарп". Братья Люмьеры создали движущиеся изображения, спроецировали их на экран (1895 год), Мамулян стал показывать эти изображения в цвете.
Что впервые еще? Голос за кадром, как внутренний монолог героя фильма. Съемка тремя камерами одновременно и запись на два микрофона, с последующим совмещением на пленке.
Манташев, которого знал Ротшильд: он построил церковь там, где больше всего грешил>>
Еще. Мамулян поставил камеру на колеса — постоянное движение придавало фильму дополнительную динамику. Режиссер практиковал съемки вне студии: на вокзале, в метро, на крыше небоскреба, на Бруклинском мосту — и это тоже впервые. (Чтоб не показалось смешным, напоминаем — речь о тридцатых годах прошлого столетия).
Возвращаемся к цвету в кино, как к информации для размышления о странном. Ованес Адамян. Разработал технологию цветного телевидения и создал первый аппарат "Herates" (дальнозоркий). Размышляем: перевод черно-белого в цветное, это для армян что — случайность или закономерность? А если так надо, то почему армяне?
Немного биографии. Родился в 1897 году в Тифлисе. В 1921 году уезжает в Лондон, оттуда в Нью-Йорк. Первый спектакль "Порги" (о жизни чернокожих на юге Америки) и первый же оглушительный успех. Затем уходит в кино и остается там до конца жизни. В жизни было много армянского. Очень много.
Космическая медицина Норайра Сисакяна, или Чем армянин Гагарину помог>>
К примеру. Читал, писал и говорил на родном языке — спасибо бабушке! Помогал соотечественникам: продвигал армянских артистов, снимал в массовках безработных земляков — спасибо ему! Принимал активное участие в жизни армянской общины. Благодарность от земляков.
А еще мечтал снять фильм, но какой!.. Вы только представьте — в зале погас свет, зажегся экран, пошли титры: сценарий Вильяма Сарояна, музыка Арама Хачатуряна, художник Мартирос Сарьян, в главной роли Шарль Азнавур.
Эта мечта не сбылась, зато сбылась другая — побывать на родине. В 1971 году приехал в Армению, встречали на удивление скромно, одна невыразительная встреча в АДРИ (Армянский дом работников искусств), поездка по заезженному маршруту. Недоумение было, но обиды — нет. Слова перед отъездом в Америку: "Похоже на сон… Я ошеломлен…Уезжаю с Араратом в душе и армянской речью на устах".
Скончался мастер в 1987 году. Отпевали в местной Армянской церкви в присутствии трех глав американских армянских епархий и семи священников. По словам очевидцев, в последние три дня до смерти находился в забытьи, которое изредка прерывалось речью на армянском. Звезда с именем Мамуляна установлена на Голливудской аллее славы.
…В Ереване, на площади Азнавура, у кинотеатра "Москва" увековечено несколько звезд армянского кино. Звезды Рубена Мамуляна среди них нет.