Лилит Арутюнян, Sputnik.
Пару месяцев назад в азербайджанской прессе в очередной раз появилась публикация, в которой Армения вновь обвинялась в фальсификациях, на этот раз, ковров и вышивок.
Тема интервью, вышедшего под громким названием "В Баку впервые показали вышивки, спасенные от армянских фальсификаций" заключалась в том, что в Азербайджанском национальном музее искусств впервые была открыта выставка "Шелковая сокровищница: Азербайджанские узоры XVI-XVIII веков".
Материал был проиллюстрирован вышивками и коврами, происхождение которых вовсе неоднозначно…
Лучшее средство защиты – нападение
Громче всех кричит "Держи вора!" сам вор. Именно так можно охарактеризовать позицию азербайджанской прессы в данном случае. Дело в том, что в материале, заголовок которого достаточно дерзко обвиняет Армению в фальсификациях, проиллюстрирован фотографиями вышивок и ковров.
Sputnik Армения обратился к помощи международного эксперта в области искусства, антиквара, арт-дилера и директора Galerie Berdj Achdjian в Париже Берджа Ашджяна, который подверг детальному анализу первую из них, подписанную "Уникальный ковер племени Шахсевян XIX века. Частная коллекция".
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения эксперт сообщил, что продемонстрированный в статье ковер не является работой племени Шахсевян, как было указано в азербайджанской статье, и далеко не уникален. (Доскональный анализ он представил также на своей странице Facebook).
Для доказательства своей версии Ашджян сравнил его с аналогичным образцом (с тем же дизайном), напечатанным в одном из самых известных выставочных каталогов Eberhardt Hermann от 1985 года.
Эти два ковра относятся к одному и тому же типу. Они христианские и географически происходят из территории Армянского нагорья. Таким образом, работа, продемонстрированная в азербайджанской прессе, имеет те же истоки, что образец в каталоге, на котором отчетливо видны шесть христианских крестов", — сказал он.
Эксперт отмечает, что и основной мотив проиллюстрированного ковра – тоже крест. Такой крест является центральным мотивом в культуре христианской Византии.
При этом в них изображено "колесо вечности".
"Колесо вечности" — древний символ, который встречается во многих ранних дохристианских цивилизациях. Его изображение, датируемое II тысячелетием, можно найти на золотой доске, принадлежащей древнему поселению Шенгавит. Как его еще называют – "символ солнца" или Arevakhach (в переводе с армянского – солнечный крест) до сих пор считается одним из самых узнаваемых символов армянской культуры… В армянском ковроделии этот узор часто используется", — пишет Ашджян.
Таким образом, антиквар приходит к выводу, что продемонстрированный в статье ковер – не азербайджанский, это однозначно христианский образец.
"Мы видим, что мотивы на представленном в азербайджанской прессе ковре относятся к христианской иконографии. Образец в каталоге HERMANN имеет те же мотивы и вдобавок также кресты, что доказывает его христианское, а не мусульманское происхождение. Именно поэтому мы можем утверждать, что фальсификациями занимается не Армения, а Азербайджан", — сказал Ашджян.
Относительно же Шахсеванских ковров он подчеркивает, что их название происходит от племенной конфедерации курдского и тюркского происхождения, которая проживала главным образом на территории Ирана. Учитывая то, что племя это мусульманское, изображение христианских символов и мотивов на их работах исключается. Более того, Шахсаванское наследие тесно связано только и только с историей Ирана, а не Азербайджана, говорит Ашджян.
Кикс за киксом
По логике, заданной заголовком материала, читатель ожидает узнать из него историю экспонатов выставки, которые, по идее, до определенного момента незаслуженно считались армянскими, но на деле ни о чем подобном в тексте не говорится. Приведем небольшой отрывок (в форме вопрос – ответ) из интервью независимого эксперта министерства культуры и туризма Асли Самедовой.
"— В последнее время участились случаи фальсификации, потому что часто на зарубежных аукционах азербайджанские ковры, ручные изделия и многие другие вещи выдаются в качестве армянских. Как боретесь с такими случаями? И удается ли доказать их принадлежность Азербайджану?
— К сожалению, в последнее время на некоторых аукционах ранние азербайджанские вышивки представляют азербайджанские вышивки как "арцахские". Это происходит из-за того, что среди приглашенных экспертов очень часто оказываются армянские дилеры и коллекционеры. Исторически именно они занимаются продажей антикварных ковров на Западе и обладают большим влиянием. Однако зачастую, еще до реакции представителей Азербайджана на столь нелепую апроприацию, сами западные эксперты вступают в дебаты и требуют указывать правильную атрибуцию. Именно с целью пресечь данные попытки было предложено сделать выставку и заняться международными публикациями".
Как видим, о конкретных экспонатах выставки, "спасенных от армянских фальсификаций", здесь и речи нет.
Армянские ковры: oт президента РФ до Азнавура и Папы Римского>>
Более того, интервьюер, обвиняя армян в фальсификациях, произносит странную фразу: "Наша цель — популяризация ранних азербайджанских вышивок, которые столь ценятся на Западе, на их исторической родине".
Это что получается, что историческая родина азербайджанских вышивок – запад, или что запад – историческая родина самих азербайджанцев? Словом, здесь остается только развести руками…
С точностью до наоборот
Теперь что касается фразы "азербайджанские ковры, ручные изделия и многие другие вещи выдаются в качестве армянских". Международный эксперт Бердж Ашджян утверждает, что в действительности все происходит ровно наоборот.
"Много ли вы знаете армян, готовых выложить целое состояние за ковры?", — спрашивает он.
А между тем есть примеры того, как многие западные эксперты намеренно выдают армянские ковры за мусульманские, поскольку именно носители исламской культуры готовы заплатить за них заоблачные суммы.
Армянские ковры характеризуются двумя важными особенностями: краски полностью натуральные, а ковры плетутся двойным узлом, что и делает их особенно прочными. Они всегда высоко ценились. Сегодня армянские ковры хранятся в известных музеях мира, среди которых Лондонский музей Виктории и Альберта, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Будапештский музей прикладного искусства, Лондонский музей текстиля, а самый древний армянский ковер (5 век д.н.э.) хранится в петербургском "Эрмитаже".