Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Турция нарушает все цивилизационные нормы, и за это ей ничего не бывает. Доколе?
Турция вот уже 30 лет держит на замке границу со своим восточным соседом, Арменией, лишая его возможности выхода на европейский потребительский рынок. Однако ведь такой подход никак не может вписываться в современные поведенческие нормы страны, которая, вроде бы, стремится к полноценному членству в Евросоюзе (а Турция вот уже почти 60 лет именно этого добивается).
Ведь на то и существуют цивилизационные нормы в глобальной политике, чтобы к ним прислушиваться и их выполнять.
Однако Турция этого не делает, время от времени возвращаясь к теме на подмостках мировой политической арены и мотивируя свою позицию наличием карабахского конфликта и тем, что в этом конфликте Анкара однозначно поддерживает Баку.
Правда, объяснение далеко не адекватное и для современного цивилизованного мира однозначно неприемлемое, поскольку непонятно, чем конкретно Турции касается карабахская проблематика.
Ну тут, разве что, можно вспомнить принятое касательно взаимоотношений Турции и Азербайджана выражение о том, что, мол, “одна нация — два государства”. Однако подобный подход в политической юрисдикции сегодня, по логике, действовать не должен.
А пользоваться своим геополитическим расположением и перекрывать транспортные, транзитные и логистические возможности соседнего государства в современной политике считается даже не просто дурным тоном, а вовсе недопустимым.
Сегодня складывается ситуация, при которой Армения, уже подписавшая пресловутый Договор о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Евросоюзом, имеет полное право требовать у своих западноевропейских партнеров решения этого вопроса.
Например, они могут обязать Турцию открыть свою границу с Арменией хотя бы для транзита армянских товаров на европейский потребительский рынок. И европейские страны, которые достаточно долго соблазняли Армению этим самым Договором, должны бы, по идее, откликнуться.
Ведь расписывали членство в проекте “Восточного партнерства” именно в том плане, что будет гораздо легче налаживать торгово-экономические взаимоотношения, если Армения подпишет Соглашение. И что?
Получается, что добившись своего (а вовлечение по возможности всех постсоветских государств в “Восточное партнерство” было для Евросоюза сверхзадачей), европейцы попросту перестали заниматься проблемами своего нового партнера?
Ведь на самом деле мы знаем, что вот уже полгода, как ни одна из европейских региональных держав (да и остальные государства – члены ЕС) ни разу не обращались к Турции с подобным вопросом.
И это дает повод Армении обратиться к своим “новоиспеченным коллегам” с определенными претензиями…
С Турцией в Европе никто связываться не будет
Даже сейчас армянская дипломатия старается выступать “по теме блокады” не с позиции претензий, а с позиций объяснения и вообще напоминания о существовании подобной проблемы.
Причем, поскольку позиция Армении достаточно предметна и обусловлена логическими нормативами, то и возражений каких-либо на европейских политических подмостках не бывает. Тихое молчание, киванье головой и… ничегонеделанье – вот он, наилучший ответ.
Вот и выступление армянского президент Сержа Саргсяна с трибуны Мюнхенской конференции, во время которой лидер Армении расставил все точки над i в вопросе, касающемся так называемых “цюрихских протоколов”, оказалось точно таким же — без какой-либо реакции со стороны еврочиновников и представителей европейской дипломатии.
Серж Саргсян достаточно подробно расписал ситуацию, из-за которой Армения будет вынуждена отказаться от “цюрихских протоколов”. Напрямую обвинил Турцию в том, что она нарушила все заранее достигнутые договоренности и выступила с незапланированными предварительными условиями.
Объяснил, что подобное поведение Турции вовсе и не связано с Азербайджаном и карабахским конфликтом, что проблема в другом – в политической воле руководства страны, которая пренебрегает цивилизационными нормами и так далее. В ответ – то самое молчанье и ничегонеделанье.
Вот и получается, что в Армении что-то недорассчитали, когда соглашались на условия подписания Договора о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС.
Ну, для чего Армении заниженные таможенные пошлины для вывода товаров на европейский рынок, если дорога туда перекрыта страной, которая вовсю торгует на европейском потребительском рынке?
Для чего армянскому производителю решение американского правительства о снятии двойного налогооблажения на его товары, если на потребительский рынок США товары можно посылать лишь “на перекладных”, через моря (конкретно, как минимум Черное море из Грузии) и океаны (ну, Атлантику никак не обойдешь), и так далее?
Понятно, что с авантюрной, агрессивной и провокационной Турцией никто из Европы не хочет связываться в подобных вопросах. Только вот в подобном случае интересы Армении, подписавшей Договор с Евросоюзом, решены не будут. Ну и зачем мы тогда подписали этот договор?