Алексей Стефанов, Sputnik.
Режиссер Карен Оганесян вырос в Гюмри, учился в Ереване, после чего приехал в Москву, где, как он говорит, встретился с хорошими людьми, которые указали ему правильное направление. Одним из таких людей стал создатель его любимого фильма "Белое солнце пустыни" Владимир Мотыль. Он отговорил Оганесяна поступать во ВГИК, хотя тот собирался, и посоветовал сразу браться за работу.
И будущий режиссер послушался мэтра – окончил режиссерские курсы у Юрия Грымова, и прямиком отправился к тогдашнему директору российской кинокомпании "Централ Партнершип" Рубену Дишдишяну. Карен просто попросил доверить ему снять фильм. В работе в тот момент находился сценарий картины "Я остаюсь", но снимать ее должен был другой человек.
"Я сказал Рубену Левоновичу: дайте мне этот сценарий, если я не сниму это кино, просто умру. И это, как потом выяснилось, очень подкупило его — мне дали шанс. Фильм "Я остаюсь" определил мою судьбу — я остался в Москве и стал снимать фильмы дальше. Просто, когда ты чего-то хочешь всем сердцем, вселенная помогает", — говорит Карен Оганесян.
Армянский отец ядерной физики, или Как Алиханян "предвосхитил" коллайдер>>
Московский период жизни перед съемками этой картины кинорежиссер называет проверкой — он сидел без работы и денег, друзья звали его в бизнес, но Оганесян упорно хотел делать кино.
Учился на съемочной площадке
Уже на первой картине Карену пришлось работать со звездами российского кинематографа — Андреем Краско, Федором Бондарчуком, Андреем Соколовым, Еленой Яковлевой и другими.
"С одной стороны с ними мне, начинающему режиссеру, было сложно, а с другой – спасибо им большое за то, что помогали. К примеру, Бондарчук на второй день съемок фильма "Я остаюсь" увидел, что я чем-то озадачен, протянул руку и сказал: "Я с тобой. Все будет хорошо".
Я никогда прежде никогда не видел, как другие режиссеры работают с актерами. Мог долго что-то объяснять, пока не понял главное – актер на съемочной площадке на первом месте. Поэтому потом было легко с Хабенским, Машковым и Хаматовой на "Домовом", с Козловским и Боярской в "Пяти невестах" и так далее", — вспоминает Оганесян.
В последних двух проектах – "Налете" и "Медном солнце" — Оганесян работает с Владимиром Машковым, и совершенно искренне говорит, что считает актера гением. "Его преданность профессии поражает, удивляет и вдохновляет. Ты понимаешь, что надо догонять его, чтобы быть на одной волне. Я очень многим вещам учусь у Владимира Львовича и это полезно для работы".
Отдыхаю на съемках
Карен Оганесян признается, что не любит учиться, но даже если бы любил – профессию режиссера предпочитает постигать именно на съемочной площадке, где проводит все свое время. Отдыхает он тоже на съемках.
Девять попыток Чамичиана "на Нобеля", или Как великий армянин химию приручил>>
"Я отдыхаю, когда снимаю кино. Когда не снимаю – это какой-то ужас. Тогда я занимаюсь монтажом, могу монтировать и две картины параллельно, пишу две-три истории для будущих фильмов, готовлюсь к съемкам нового — делаю минимум три работы. И поэтому вообще не отдыхаю", — говорит кинорежиссер.
Еще кинорежиссер живет по поговорке "утро вечера мудренее". Потому что во сне часто видит подсказки, как переписать сценарий или перемонтировать фильм.
"У меня мечта – пересматривать сны на каком-нибудь носителе. Просто включить монитор и посмотреть, что там со мной происходило. Иногда мне такие гениальные блокбастеры снятся, что очень жаль, что они утром выветриваются из памяти".
Главный принцип – не повторяться
"Я могу ходить в одни и те же рестораны, заказывать одну и ту же еду, но в кино если я что-то снял, ничего похожего делать больше не буду. Я все время пытаюсь усложнять жизнь. Тогда я становлюсь лучше", — говорит Оганесян.
Чтобы постоянно развиваться, он открыл свою продюсерскую компанию. "Задача моей компании — не штамповать по 10-20 картин в год, а снимать только такие фильмы, которые мне интересны как режиссеру и как продюсеру. Два-три проекта в год, которые не потеряются в потоке. Хорошие фильмы быстрее делать невозможно", — уверен кинорежиссер.
Он своеобразно воспринимает профессию: "Я видел много режиссеров, которые все время смотрят на часы: давайте быстрее, у меня другие дела. Мне, кажется, если ты пришел в эту профессию, то будь добр – бегай и не смотри на время. Я сам никогда не сижу, у меня даже стула нет с надписью "Оганесян", и у меня все на съемочной площадке бегают. А кто не бегает, тот со мной не работает".
Национальный герой Армении, или Факты о Католикосе Вазгене I>>
Было время, когда, как выражается Оганесян, его стало штормить. Но драматический сериал "Клим" вернул режиссера в кино. "Я настолько полюбил этот проект, настолько им увлекся, что не заметил, как начались проблемы со здоровьем. Чтобы я мог ходить, мне кололи по 8 кубов лидокаина в день. И мне было все равно, умру я или нет. А через год фильм получил национальную кинопремию "Золотой орел". И я понял, что все делаю правильно", — говорит режиссер.
Работа без дублеров
Последний фильм Карена Оганесяна называется "Медное солнце". "Это картина о трех днях из нашей общей истории. Уходящие советские войска в неразберихе забыли в одной из среднеазиатских стран военный оркестр с дирижером, которого играет Владимир Машков. И эти ребята, которых никто не воспринимает всерьез, берут в руки оружие, чтобы защитить себя и своих близких", — рассказывает о картине Оганесян.
И оговаривается, что сюжет характерен для времени, когда "люди, которые прежде жили как братья, вдруг стали врагами, и так и не поняли, что делать и как быть". А еще фильм об обычных людях, которые, оказавшись на войне, становятся героями, поясняет кинорежиссер.
В своих фильмах Оганесян старается не использовать дублеров. Вот и Владимир Машков на протяжении трех месяцев репетировал свою роль вместе с консультантами из Президентского оркестра России.
"Машков учился дирижировать по четыре часа в день. В фильме есть эпизод, когда артисты исполняют гимн, и они реально сыграли его сами. Более того, наш главный консультант из Президентского оркестра сказал, что Машков идеально дирижировал, и теперь может выступать с любым оркестром", — отметил Оганесян.
Армянский варпет, или Кто стал джинном из бутылки для Арно Бабаджаняна>>
Пока Оганесян занят монтажом "Медного солнца" – создает одновременно и сериал, и полный метр. Но уже знает, каким будет следующий фильм. "Это будет картина под рабочим названием "Герой" — русский вариант шпионской истории типа Джеймса Бонда. Я люблю такой жанр. Сценарий написан, одобрение и финансирование от Фонда кино получены. С этим проектом я работаю с нуля – от идеи до сценария, и надеюсь, до зрителя ", — заключает Карен Оганесян.